Wednesday, 24 04 2024
Wednesday, 24 04 2024
Министр иностранных дел Бельгии в Брюсселе принял участие в церемонии поминовения жертв Геноцида армян
Армяне всего мира отмечают 109 годовщину Геноцида армян
Посол Армении в США встретилась с участниками образовательной программы Рамсфелда
Полный текст интервью премьер-министра Пашиняна представителям британских СМИ
Армения и Саудовская Аравия имеют потенциал сотрудничества в ряде сфер: мнение экономиста
«Интер» — чемпион Италии: историческое достижение Генриха Мхитаряна
В Амстердаме у хачкара, установленного в память Геноцида армян, состоялась церемония поминовения невинных жертв
Пашинян прокомментировал причины проблем с ОДКБ и вопрос продолжения членства Армении
На участке Тавуш-Казах установлен первый пограничный столб
Пашинян считает осквернение или повреждение памятников истории и культуры проявлением вражды
У Армении нет никаких претензий за пределами своих международно признанных границ: Пашинян
Если так будет продолжаться, возвращение участия Армении в ОДКБ станет невозможным: Пашинян
Первыми бенефициарами мира являются именно Армения и Азербайджан: Пашинян
Пашинян не считает экстраординарным сближение отношений Армения-ЕС
Армения не может делать вид, что ничего не замечает: премьер-министр коснулся отношений Армения-ОДКБ
Никол Пашинян провел встречу с Ваагном Хачатуряном и поздравил его с днем ​​рождения
Премьер-министр подчеркнул важность процесса делимитации, в том числе с точки зрения снижения рисков безопасности
В Амстердаме с участием мэра и депутатов почтили память жертв Геноцида армян
Миротворцы РФ отправились во временные пункты дислокации в Горисе и Сисиане, чтобы организовать их закрытие:секретарь СБ
13:51
МИД Грузии приветствовал договоренности о начале процесса делимитации между Арменией и Азербайджаном
Левон Тер-Петросян прошел плановое медицинское обследование
13:13
В мирном договоре между Арменией и Азербайджаном еще остаются несогласованные статьи: Песков
МВД опровергает слухи о передаче Азербайджану какой-либо части суверенной территории Армении
Экспертные группы Армении и Азербайджана приступили к процессу согласования координат
Премьер-министр Армении Никол Пашинян дал интервью ряду британских СМИ
ОАЭ приветствуют договоренности о делимитации границы между Арменией и Азербайджаном
ЕС полностью поддерживает армяно-азербайджанский переговорный процесс: премьер-министр Пашинян принял Тойво Клаара
Известны имена тяжелоатлетов Армении, которые примут участие Олимпийских играх
Посол Армении в Венгрии встретился с представителями армянской общины
Посол Декотиньи и делегация Сената Франции посетили Горис

“Да, Армения может отвергнуть объявленные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта”

Собеседником Первого Информационного является бывший главный советник первого президента Армении Левона Тер-Петросяна по вопросам национальной безопасности 1994-1997гг., бывший посол президента Армении по особым поручениям, действующий профессор Мичиганского университета Жирайр Липаритян.
— Господин Липаритян, на днях на сайте WikiLeaks были опубликованы секретные дипломатические документы США. Согласно опубликованной переписке, Госдепартамент США обвиняют Армению в незаконной продаже оружия Ирану. Прежде всего, как Вы оцениваете этот факт и какие последствия могут возникнуть в связи с этим фактом в армяно-американских отношениях? И во-вторых: если эти сведения соответствуют действительности, насколько вероятно осуществление таких сделок без ведома властей России?
— Мне вся эта история кажется несколько странной по нескольким причинам: прежде всего, это очень опасно, если это действительно имело место, во-вторых, это является противозаконным действием как в политическом, так и в юридическом смыслах, и следовательно, тут могут возникнуть проблемы. Я не уверен в источнике информации. Насколько известно мне, госсекретарь Клинтон беседовала с Саргсяном в кулуарах ООН. Если бы это (продажа оружия) действительно имеело место и представляло серьезную проблему для Вашингтона, то, думаю, эта беседа состоялась бы не в коридорах ООН, а в самой Армении, в Ереване, по крайней мере, на официальном уровне послов. Хотя, возможно, так оно и было, я не в курсе. Не представляю, чтобы власти оказались настолько глупыми, чтобы вляпаться в такую проблему. Я полагаю, что если бы продажа на самом деле имела место, то такая «сделка» не могла бы состояться без, по крайней мере, ведома России, но я не уверен, что Россия хотела бы иметь подобную проблему с Вашингтоном, тем более на фоне того обстоятельства, что существует проблема оружия массового поражение, и в этом вопросе весьма важна роль России. Таким образом, вся эта информация мне кажется слегка сомнительной.
— А могла быть осуществлена такая “сделка” при согласии властей России в годы правления Кочаряна?
— Тешу себя надеждой, что и в тот период власти обладали разумом в достаточной степени. Не знаю. Вообще, я думаю что эта проблема является настолько опасной, что ее не должно было быть даже во время правления Кочаряна. Я нахожу это настолько странным, что, даже допуская многое в то время, этот факт в уме не укладывается все равно.
— Господин Липаритян, Вы наверняка в курсе, что генеральная прокуратура США разоблачила крупное преступление в сфере медицинского страхования, которое осуществляла преступная организация, членами которой были армяне. В свою очередь еще двое армян обвиняются в переправке и попытке продажи обогащенного урана в Грузии. Фактически, армяне обвиняются в серьезных преступлениях. По-Вашему, какое влияние могут оказать эти преступления на дальнейшее сотрудничество Армении на международной арене, с точки зрения доверия?
-Вопрос, связанный с ураном, конечно, является серьезной проблемой. А преступная группировка в США, насколько мне известно, не имеет отношения к Армении. Я не думаю, что этот вопрос направлен явно против Армении. Безусловно, складывается определенное впечатление, что мол “все армяне такие”… Однако примерно также думают о всех народах. Возможно, американские власти, или власти других стран станут более осторожными в вопросе выдачи виз, “green card”, но в конечном итоге, это все мелочи, думаю. Тем более, что, то, что произошло в США относится к преступлениям которые периодически раскрываются.
-В дни Саммита Россия-НАТО президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что сторонам удалось преодолеть сложный этап отношений и подчеркнул значимость решения о согласованности в вопросе по созданию совместной системы ПРО в Европе. Как Вы оцениваете российско-американские отношения на фоне лиссабонского Саммита, и какое влияние может оказать этот “новый этап” российско-американских отношений на наш регион?
— Такой “новый этап” становится вполне обычным, старым этапом. То есть отношения между США и РФ, также как и отношения НАТО-Россия периодически преодолевают подобные этапы. Проблема в том, что с того момента как эти отношения зародились в постсоветский период, самым удивительным нюансом было то обстоятельство, что с одной стороны США заявляли о том, что Россия является их соратником, с другой стороны вели себя с Россией вовсе не так, как с соратником. РФ была тогда не в состоянии сопротивляться. Сегодня, со временем Россия вновь обрела себя. Теперь США слабее. А эти все этапы являются всего лишь периодами балансировки: РФ проявляет упертость в каком-то вопросе – США обижаются, потом смиряются, и начинается “торг” вокруг другого вопроса, и так далее, и это будет продолжаться до тех пор, пока каждый наконец окончательно не найдет и не займет свое место. Я не думаю, что какая-то из сторон нашла его.
Что касается нашего региона, здесь все проще. Тут США не ведет уже ту политику, которую вела лет 5 или 10 назад, поскольку имеет множество других проблем: две реальные войны – в Ираке и Афганистане, две виртуальные войны – в Пакистане и Йемене, две возможные войны — в Иране и Северной Корее, и все это на фоне далеко не блестящего экономического, внутриполитического положения в самих Соединенных Штатах. То есть, этот процесс балансировки, о котором я говорил выше, ведет к тому, что в нашем регионе доминирующим фактором становится Россия. Даже после последней трехсторонней встречи Саргсян-Медведев-Алиев, Франция и США всего лишь приветствовали инициативу России, хотя они являются равнозначными странами в этом вопросе. США постоянно заявляют о том, что не покинули регион… Зачем же они об этом заявляют, если не собираются уходить? То есть они не уступают абсолютно все позиции, но очевидно, что не располагают теми ресурсами, которыми располагали раньше. После российско-грузинской войны стало ясно, что США не обладает такими же возможностями, какими сегодня обладает Россия. Следовательно, Россия сегодня чувствует себя уверенней, чем 10 лет назад. Влияние этой взаимной балансировки в нашем регионе ощущается больше, и именно здесь укрепляется позиция России и её влияние здесь усиливается, а влияние и значимость позиции США уменьшаются.
— Господин Липаритян, сегодня в Астане начинается Саммит ОБСЕ. После 10-летнего перерыва состоится Саммит, в котором, однако, как уже известно, не примут участия президенты многих стран, в частности Франции и США. Скажите, какое влияние может оказать Астанинский Саммит на сам ОБСЕ и на нагорно-карабахское урегулирование?
— Не думаю, что страны-члены ОБСЕ располагают достаточным временем, чтобы заниматься серьезными вопросами, поскольку и Европа, и Соединенные Штаты слишком озабочены своими проблемами — финансово-экономический кризис, кризис евро, и так далее, — это проблемы, которые требуют непосредственного участия в процессе президентов этих стран. А для того, чтобы важный саммит состоялся, необходимо присутствие президентов, чтобы они уделили мероприятию определенное время. Известно, что ни Обама, ни Саркози не приедут на Саммит, но тут еще стоит и вопрос Казахстана. Немного странно, что в качестве страны-председателя был избран именно Казахстан, учитывая правящий режим этой страны и другие вопросы, следовательно, возможно Обама и Саркози просто сочли неуместным говорить на Саммите о таких ценностях, которые не имеют значимости в самом Казахстане. Что же касается Карабахского конфликта, то я лично не ожидаю никаких сдвигов в ходе Саммита в Астане. Безусловно, возможно состоятся дипломатические споры о том, какие именно декларации должны быть приняты, но и тут не стоит ожидать больших перемен. Некий сдвиг произойдет только в том случае, когда президенты двух стран начнут говорить о вероятности установления мира, а не о вероятности войны. Не думаю, что в Астане может быть зарегистрирован некий переворот. Вообще, мы часто становились свидетелями того, как накануне саммитов и форумов, звучали заявления о существовании соответствующей атмосферы, которые, по сути, наносят больше вреда, чем приносят пользу.
— Господин Липаритян, несмотря на то, что многие не рассчитывают на ощутимые перемены в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, Ереван, тем не менее, кажется, не спешит официально заявлять о том, что принимает обновленные Мадридские принципы. Как Вы считаете, официальный Ереван может первый раз за всю историю переговоров отказаться от Мадридских принципов, которые уже находятся на столе переговоров?
— Существуют разные способы отказа: можно согласиться, но с таким количеством исключений, оговорок и претензий, что это будет больше похоже на отказ. Эти выявленные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в том виде, в котором они сейчас есть, да — согласен, Армения может отвергнуть их. Однако, здесь может существовать другой вариант – в отдельных встречах давать свое согласие, а потом отказываться. На этот шаг шли и Армения, и Азербайджан. Сначала стороны заявляют о своем согласии, однако один маленький нерешенный вопрос превращается в еще более нерешаемую проблему. Я не удивлюсь, если все именно так и произойдет — сначала скажут “да”, потом вернутся и заявят “нет”.
— Господин Липаритян, в последние месяцы в США стали много критиковать власти, в частности, обвиняя администрацию Обамы в том, что он уступил позиции России. Недавно заместитель госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон был вынужден заявить, что США играют важную роль на Южном Кавказе в вопросе урегулирования региональных конфликтов и Соединенные Штаты однозначно являются главными игроками в регионе. Как Вы прокомментируете это заявление?
— Для меня достаточно ясно, что если ты часто утверждаешь, что мол, нет, я не уступал регион, значит, начался процесс послабления. Безусловно, США играет большую роль в регионе, но проблема в том, что, как уже я отметил, процесс балансировки продолжается в таком русле, что роль России становиться более значимой. Так что, Ф. Гордон, Х. Клинтон будут и дальше выступать с заявлениями о том, что “не уступили”, поскольку сказать: “уступили” будет означать, что они потеряли все в регионе. Им кажется, что действительно не уступили регион, но когда мы видим бурную активность России на фоне американского паралича, то не остается никаких сомнений — рокировка ролей в регионе произошла в пользу России.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск