Saturday, 20 04 2024
Saturday, 20 04 2024
Впервые между Арменией и Азербайджаном, на участке четырех сел, будет демаркированная государственная граница: Аппарат премьер-министра
Армения и Азербайджан предварительно согласовали делимитацию отдельных участков линии границы
Рубен Варданян объявил голодовку: он требует немедленного освобождения всех армянских заключенных
Ларс из-за ремонта закрыт для большегрузов
14:48
Иранские военные заявили, что не намерены отвечать на удар Израиля по Исфахану
Азербайджан искажает фактические доказательства, представленные Арменией: выступление Егише Киракосяна в суде ООН
Премьер-министр принял делегацию банка KFW
В Европарламенте состоялась конференция, посвященная Геноциду армян и этнической чистке Азербайджана в Нагорном Карабахе
В Ереване открылась выставка «Академия ювелирного искусства»
Денежные переводы из Армении в Россию сократились, в Соединенные Штаты — увеличились
Вблизи Татевского монастыря агентством Рубена Варданяна «Мы — наши горы» будет разбит новый сад
Четыре шахматистки Армении начинают выступления на индивидуальном ЧЕ по шахматам среди женщин
Палата представителей Кипра почтила память жертв Геноцида армян
Визит министра ИД Армении в Саудовскую Аравию знаменует начало сотрудничества двух стран: мнение арабиста
Всеармянский союз «Гардман-Ширван-Нахиджеван» призывает международное сообщество дать должную оценку провокациям Баку
сеармянский союз «Гардман-Ширван-Нахиджеван» приветствовал заявление Института по предотвращению геноцида имени Лемкина
Секретарь Совета безопасности Армении принял французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ
Премьер-министр Пашинян принял делегацию немецкой компании Fichtner
Союз «Гардман-Ширван-Нахиджеван» надеется, что посол США будет способствовать возвращению армян НК на родину
Премьер-министр Пашинян принял французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ
18:55
Экс-министр обороны Давид Тоноян останется под арестом: суд отклонил ходатайство защитников
Опубликованный в азербайджанских СМИ документ является фейком: МИД Армении
18:17
Франция решила не оставлять Армению в одиночестве против продолжающейся агрессии Азербайджана: французский депутат
Российская рок-группа «ДДТ» исполнит в Ереване свои старые и новые песни
Руководитель фракции «Гражданский договор» принял заместителя министра Международного управления ЦК Компартии Китая
Российско-турецкий центр мониторинга в Агдаме прекратит свою деятельность
17:01
Дина Титус представит на рассмотрение Конгресса США акт о введении санкций в отношении Азербайджана
Китай поддерживает реализацию программы «Перекресток мира»: Чэнь Чжу
Министр иностранных дел Армении и министр экономики Саудовской Аравии обсудили вопросы развития экономических отношений
16:04
За признанием и осуждением Геноцида армян со стороны США должны последовать и реальные действия: Адам Шифф

Изоляция Армении – не в интересах Грузии

Собеседник Первого Информационного – директор грузинского Международного центра геополитических и региональных исследований, эксперт Георгий Тархан-Мурави.


— Недавно прошли переговоры между лидерами России и Турции: у Грузии прекрасные отношении с Турцией, а у Армении закрыта граница с Турцией и существует масса проблем. С другой стороны Армения — стратегический партнер России. Однозначно, что Россия и Турция — так сложилось исторически — постоянно соревнуются за доминирование на Южном Кавказе. Насколько, на Ваш взгляд, российско-турецкие отношения могут находиться вне зоны этой конкуренции, и как повлияют эти отношении на наш регион?


— Между Россией и Турцией непростые отношения. Их позиции совпадают по многим вопросам, что, однако, не исключает соперничества в других областях. Я бы назвал их отношения тактическим (не стратегическим) партнерством, основанным на прагматизме и достаточно краткосрочных интересах. Боюсь, что несмотря на то, что  Армения является «стратегическим партнером» России, ее интересы здесь не доминируют, и она рассматривается Россией лишь с точки зрения собственных интересов. В то же время, я не вижу сегодня больших угроз со стороны Турции, и не предвижу их в будущем.


— НАТО, как в лице Турции, так и в целом  влияет на регион Южного Кавказа. Армения является членом ОДКБ, Грузия стремится стать членом НАТО, Азербайджан же работает с обеими сторонами. Можно ли сказать, что влияние России на наш регион осуществляется только за счет Армении? И можно ли сказать, что баланс сил в нашем регионе сместился в сторону НАТО? До каких пор, на Ваш взгляд, может продолжаться эта ситуация и, если произойдут перемены, то в каком именно направлении?


— Мне казалось, что Армения тоже работает с обеими сторонами, но, возможно, я ошибаюсь. НАТО влияет на ситуацию отнюдь не с помощью Турции. У России есть определенное влияние не только на Армению, но и на Азербайджан, и конечно, на Грузию, хотя фора влияния разная. Говорить о балансе в пользу НАТО не очень серьезно, так как эта организация не имеет значительной роли в регионе, и конечно, ее влияние меньше, чем скажем, влияние США или ЕС.


— Грузино-армянские отношения в значительной степени зависят от грузино-турецких и грузино-азербайджанских отношений, и изоляция Армении происходит не без участия Грузии. Когда процесс урегулирования армяно-турецких отношений был на активной стадии развития, то  железнодорожный проект Карс-Ахалкалак-Тбилиси остановился, — сейчас же он вновь возобновился потому, что процесс нормализации армяно-турецких отношений заморожен. Насколько полезна для Грузии изоляция Армении и неучастие Армении в региональных интеграционных процессах?


— Пожалуй, я не совсем согласен с Вашим заявлением. Изоляция Армении может оказаться полезной лишь в плане осуществления каких-то отдельных проектов, но в целом она не в интересах Грузии, и вряд ли ваша оценка справедлива.


— Михаил Саакашвили заявил, что надо создать грузино-азербайджанский союз на Кавказе. Это заявление было воспринято неоднозначно, более того, — были озвучены сомнения по поводу реализации этого желания. Господин Тархан-Мурави, если этот проект нереален, то на Ваш взгляд, зачем же говорить об этом?


 — Проект действительно нереален, и я не думаю, чтобы кто-либо рассматривал его всерьез. Саакашвили говорит разные интересные вещи, но не всегда следует понимать его слова буквально. Для того, чтобы понять почему он это говорит, необходимо, наверное, ознакомиться с контекстом, учитывать психологический настрой говорящего в момент речи, и прочие факторы…


— Как Вы оцениваете роль и жизнеспособность организации ГУАМ, принимая во внимание то обстоятельство, что она является альтернативой для постсоветских государств, которые избрали путь демократического развития?


— Я весьма скептически отношусь к ГУАМ на нынешнем этапе. ГУАМ сегодня  — это страны Восточного партнерства, минус Армения (Белоруссия и подавно выбыла из процесса). Я думаю, подключение Армении могло бы оживить организацию, но пока такая перспектива не просматривается.


— После последней встречи Сержа Саргсяна с Михаилом Саакашвили создалось впечатление, что Саакашвили прибыл в Армению только для организации и проведения учебной олимпиады. На Ваш взгляд, какова была основная цель этой встречи, поскольку между Арменией и Грузией существует много проблем, и, в первую очередь, вопрос газопровода?


— Даже когда встречи не имеют видимых результатов, они все же могут быть полезны и несомненно нужны. Проблемы видятся по-разному из Грузии и из России, в том числе, их восприятие зависит и от того, кто именно смотрит. Судьба газопровода волнует и грузинских экспертов, но вряд ли в том же ракурсе, что и армянских. Военное присутствие России в Армении, ее зависимость от Москвы, и наконец, судьба Мецамора, — все это важно для Грузии. Но принципиально неразрешимых проблем я не вижу.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск