Saturday, 20 04 2024
Saturday, 20 04 2024
“Гардман-Ширван-Нахиджеван” приветствует заявление “Большой семерки” относительно Азербайджана и Армении
Гимнаст Ваагн Давтян получил квалификацию на летние Олимпийские игры в Париже
Айказ Насибян назначен генеральным секретарем министерства экономики Республики Армения
Эр-Рияд и Ереван разработают «дорожную карту» по установлению дипломатических отношений: интервью главы МИД Армении
Автодорога Степанцминда-Ларс закрыта для всех типов транспортных средств
На земле будут воспроизведены межгосударственные границы, существовавшие на момент распада СССР: Егоян
12:54
Скончался первый российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Владимир Казимиров
Впервые появляется практическая возможность иметь государственную границу между Арменией и Азербайджаном: Ованнисян
12:16
В результате обстрела Днепропетровской области Украины погибли 9 человек, среди них трое детей
Весь процесс делимитации границы между Арменией и Азербайджаном будет основан на Алма-Атинской декларации: Ханданян
Ильхам Алиев встретится в Москве с Владимиром Путиным
Четкая фиксация границы станет легитимным фактором в защите территориальной целостности Армении: Конджорян
Олаф Шольц в Берлине проведет переговоры с Алиевым
Ереван приветствует заявление глав внешнеполитических ведомств стран G7: глава МИД Армении
Страны G7 призвали Армению и Азербайджан к достижению прочного мира
Если Азербайджан не представлял угрозы, то почему армяне НК покинули свою историческую родину: Шон Мерфи в суде ООН
Впервые между Арменией и Азербайджаном, на участке четырех сел, будет демаркированная государственная граница: Аппарат премьер-министра
Армения и Азербайджан предварительно согласовали делимитацию отдельных участков линии границы
Рубен Варданян объявил голодовку: он требует немедленного освобождения всех армянских заключенных
Ларс из-за ремонта закрыт для большегрузов
14:48
Иранские военные заявили, что не намерены отвечать на удар Израиля по Исфахану
Азербайджан искажает фактические доказательства, представленные Арменией: выступление Егише Киракосяна в суде ООН
Премьер-министр принял делегацию банка KFW
В Европарламенте состоялась конференция, посвященная Геноциду армян и этнической чистке Азербайджана в Нагорном Карабахе
В Ереване открылась выставка «Академия ювелирного искусства»
Денежные переводы из Армении в Россию сократились, в Соединенные Штаты — увеличились
Вблизи Татевского монастыря агентством Рубена Варданяна «Мы — наши горы» будет разбит новый сад
Четыре шахматистки Армении начинают выступления на индивидуальном ЧЕ по шахматам среди женщин
Палата представителей Кипра почтила память жертв Геноцида армян
Визит министра ИД Армении в Саудовскую Аравию знаменует начало сотрудничества двух стран: мнение арабиста

В ожидании необратимой демократии

Одна из основных причин продолжительного политического кризиса в Армении – отсутствие конкуренции политических принципов. Действительно, во время выборов у нас люди выбирают не между вариантами дальнейшего развития страны, а между лицами, что приводит к деградации нашей избирательной системы. Опыт показывает, что демократия более жизнеспособна в тех странах, где она базируется не только на Конституционных нормах, но и на постоянном и непрерывном существовании политической альтернативы. То есть, демократия предполагает, что во время выборов между собой конкурируют, по крайней мере, две концепции дальнейшего развития страны. В Армении подобной реальной альтернативы никогда не было, и никакой выбор не проходил с подобным акцентом.

Первые президентские выборы в Армении девяностых годов проходили в условиях национального согласия, у Левона Тер-Петросяна не было идеологической альтернативы, и его самый сильный противник – Паруйр Айрикян, по сути, был представителем той же идеологии. В этом смысле следующие выборы не прошли в более благоприятных условиях. В парламентских выборах 1995 года коммунистическая партия, по сути, играла ложную роль, в президентских выборах 96 года Вазген Манукян не являлся идеологической альтернативой, в президентских выборах 1998 и 2003 годов политические идеи и принципы так и не затрагивались. У меня сложилось впечатление, что это было одним из упущений правления Тер-Петросяна, что, по сути, он не смог сформировать сильную идеологическую альтернативу АОД, что означало бы – сделать демократию в Армении необратимой. Выборы 2008 года, на самом деле, были выбором между бандократией и его политической альтернативой.

Когда с этой точки зрения рассматриваем текущий внутриполитический кризис Армении, становится ясно, что для восстановления и стабилизации демократии в стране недостаточно провести свободные и справедливые выборы. Необходимо достичь того, чтобы выборы стали платформой четко сформированных принципов, и чтобы избиратели голосовали разумно. А каковы те силы, которые могут сделать эту политическую сферу Армении именно такой?

Сегодня подобный потенциал имеют только Конгресс и Дашнакцутюн, которые могут стать двумя идеологическими полюсами и заставить другие силы идеологизироваться. С другой стороны, однако, эти силы очевидно не готовы заполнить политическую сферу, а также с этой точки зрения несут серьезную ответственность за текущую ситуацию страны.

И на этом политическом этапе, на наш взгляд, их задачей должно быть именно формирование альтернативной политической системы, и эти силы должны рассматривать его в качестве совместной задачи. Поэтому, как Конгресс, так и АРФД должны понять необходимость внутренних идеологических реформ и пройти через трудные и болезненные процессы. Про Конгресс мы говорили неоднократно, теперь же подчеркнем, что эта политическая сила должна пройти через очень болезненные процессы, дабы стать более привлекательной для других либерально-демократических сил. АРФД стоит перед серьезной проблемой, должна быть более привлекательной для других социал-демократических и националистических сил.

Мы считаем, что первое, что должна сделать АРФД – стать политической силой. Это позволит более четко и полноценно представить интересы Армении и понять естественные разницы подходов и интересов между нами и Диаспорой. Это, в свою очередь, поможет АРФД избавиться не только от комплекса антитюркизма, но и от имиджа террористической и военизированной партии, и, в конце концов, превратиться в современную социал-демократическую партию. Еще один нюанс: партии, находящиеся в политических полюсах должны найти способы для работы вместе, так как амплитуда разницы идей и подходов этих партий не должна быть большим, потому что всегда нужно принимать во внимание, что одна и та же идеология долго не останется у власти в течение длительного времени не остается у рычагов власти, но это не должно нарушать продолжительность развития курса страны. Конечно, понятно, что образование вышеуказанной ситуации – не из легких задач.

С другой стороны, однако, как АРФД, так и Конгресс, сегодня как никогда имеют возможности, ресурсы реформирования, созревшее сознание необходимости реформ, и сегодня они просто обязаны использовать эти ресурсы. Мои оппоненты могут не согласиться со мной. Однако, действительность заключается в том, что хотим принять того или нет, тем не менее, большой политический потенциал содержат в себе именно Конгресс и АРФД, которые могут собрать вокруг себя или, вообще, оставить вне поля силы, имеющие идеологические сходства. Детали, однако, не важны. Важно, чтобы политические силы могли осознать необходимость реформирования, а также понять, что свободные и справедливые демократические выборы являются необходимым, но не единственным условием. И одна из наиболее важных задач и функций политических сил – быть идеологической и предложить способы развития страны с идеологической точки зрения. Эти способы, однако, на самом деле должны способствовать развитию, а не войне или грабежу, или террору, или вседозволенности и анархии.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск