Thursday, 25 04 2024
Thursday, 25 04 2024
16:23
Москва призывает Баку и Ереван сделать вопрос охраны памятников культуры предметом двусторонних переговоров
Наблюдательная миссия ЕС в Армении принимала у себя посла и почетного консула Финляндии
В январе-марте 2024 г. сумма платежей 1000 крупных налогоплательщиков составила 387 миллиардов 109 миллионов драмов
15:26
Захарова заявила, что трехстороннее заявление от 9 ноября остается актуальным
В Буэнос-Айресе было организовано шествие, посвященное 109-й годовщине Геноцида армян
Правительство Армении приняло решение об открытии генерального консульства в Тебризе
По случаю годовщины Геноцида армян в Вашингтоне прошел ежегодный Марш справедливости
В связи с годовщиной Геноцида армян в Беверли-Хиллз у консульства Турции прошла демонстрация
В связи с годовщиной Геноцида армян во Фресно было проведено памятное мероприятие
13:32
Мы должны действовать сейчас, чтобы привлечь Азербайджан к ответственности: Роберт Кеннеди-младший
Армения и Чехия достигли договоренности о сотрудничестве в военно-технической сфере
Начинаются полуфиналы чемпионата Европы по боксу: сегодня Армению представят семь боксеров
Помним и требуем: глава МИД Канады сделала запись на армянском языке по случаю Дня памяти жертв Геноцида армян
12:16
США несут ответственность за предотвращение еще одного Геноцида армян: обращения конгрессменов к 24 апреля
В Брюсселе почтили память жертв Геноцида армян
11:38
Мы скорбим по тем, кто был убит во время Геноцида армян: Саманта Пауэр
Члены группы дружбы Швеция-Армения парламента Швеции выступили с заявлением по случаю 109-й годовщины Геноцида армян
11:00
“Никогда больше” должен что-то означать, и это не могут быть пустые слова: сенатор Билл Кэссиди
Когда я думаю о Геноциде армян, меня переполняют эмоции и гнев: Валери Буайе
10:22
Алиев ненавидит армян так же, как и младотурки: исполнительный директор Института Лемкина
Сегодня наши мысли с армянами Греции и всего мира: Никос Дендиас
В посольстве Армении в Китае состоялось мероприятие памяти жертв Геноцида армян
Посол Литвы в Армении почтил память жертв Геноцида армян в Османской империи
Ушел из жизни доктор исторических наук, профессор Николай Ованнисян
18:50
Жертвы Геноцида армян никогда не должны быть забыты: президент Греции
18:40
Мы помним жизни, потерянные во время Геноцида армян, и подтверждаем наше обещание — никогда не забывать: Джо Байден
Военное руководство Армении в Цицернакаберде почтило память жертв Геноцида армян
Эта страшная страница истории напоминает о необходимости борьбы с дискриминацией и насилием: Хаджа Лабиб
Посольство России в Армении выступило со словами скорби по случаю годовщины Геноцида армян
Я и мои коллеги в ЕС продолжим выступать в защиту народа Армении: депутат Европарламента

Мирный процесс Нагорного Карабаха: неоконченный прорыв или пролонгированный кризис

В течение прошлой недели одним из самых обсуждаемых вопросов были разговоры и спекуляции о возможном “прорыве” в карабахском конфликте. Предстоящая московская встреча министров ИД Азербайджана и Армении 11 июня (Ред. — статья написана до встречи глав МИД в Москве) придаст больше силы этим разговорам, в ходе которой они должны готовиться к июльской встрече президентов Армении и Азербайджана, которую проводит президент России Дмитрий Медведев. Но насколько реальны разговоры о возможном “прорыве” и какова причина нынешнего оптимизма? Более того, в чем заключается разница между нынешними и давними оптимистическими заявлениями?

Для того, чтобы ответить на вышеупомянутые вопросы и проанализировать подобную возможность нужно начать с самого начала. Хотя война за контроль над Нагорным Карабахом, закончилась в 1994-ом году хрупким соглашением о прекращении огня, однако, вооруженный конфликт вовсе не закончился, а был отложен, в частности, по той причине, что Азербайджан до сих пор отказывается признать, что проиграл войну и потерял всякую возможность вернуть Карабах. В настоящее время Карабах считается нерешенным, «замороженным» конфликтом и служит предметом международного посредничества, в рамках Минской группы, действующего под руководством ОБСЕ, чьи страны-сопредседатели – Франция, Россия и США. В течение прошлого года, однако, напряжение усилилось, нападения ужесточились, и нарушения режима прекращения огня привели к новому, «свежему» риску войны. Следовательно, концентрация внимания этого дипломатического вовлечения «вернулась к корням”, отходя от окончательного решения и возвращаясь к базовой необходимости срыва вооруженного конфликта.

Перспектива, однако, не многообещающая, так как руководство Азербайджана угрожало возобновить военные действия, предупреждая о военной версии решения конфликта. Это также означает, что карабахский конфликт от кипящего решаемого “замороженного” конфликта может превратиться в извергающий и “горячий” конфликт. Мы можем увидеть удовлетворенность, которая пренебрегает тревожными признаками возобновления карабахской войны. Эти тревожные признаки возобновления военных действий стали очевидными в течение последнего года. Доказательством тому служат ужесточения азербайджанских нападений, а также различные столкновения вдоль линии Карабаха.

Усиленная напряженность и опасность войны были обусловлены многочисленными факторами. Во-первых, Азербайджан положил начало опасной “гонке вооружений”, в течение последних лет стабильно увеличивая свой военный бюджет, который в 2004-ом году составлял $175 млн, а уже 2010 году достиг $3.1 млрд. До сих пор такое значительное влияние военных расходов не послужило своей цели, из-за масштабной коррупции в Вооруженных силах и Министерстве обороны Азербайджана. Однако в последнее время, Азербайджан использовал огромную часть своего военного бюджета для приобретения новых и современных наступательных вооружений. В свете этой виртуальной “гонки вооружений”, обусловленной увеличением военных расходов, что измеряется приобретением новых вооружений, необходимо предпринять серьезные шаги для предотвращения снабжения вооружения в будущем. На месте применяя или расширяя существующие, но не обязывающие ограничения ОБСЕ и ООН, можно уменьшить угрозу возобновления военных действий. Подобный шаг, который удержит стороны от увеличения вооружения, послужит также в качестве беспрецедентного мессиджа, вплоть до того, что карабахский конфликт не имеет военного решения. Это поможет снова «заморозить» как нагорно-карабахский конфликт, так и баланс военных сил.

Вооруженный конфликт, однако, был заменен хрупким режимом прекращения огня, что свидетельствует о том, что война пока эффективно не закончилась. С этой точки зрения, Азербайджан постоянно подчеркивает, что, хотя битва за Карабах закончилась в 1994 году, однако настоящая война еще не закончилась. Подобная позиция, по крайней мере, требует укрепить и углубить нынешнее соглашение о прекращении огня – расширяя миссию и привилегии наблюдателей ОБСЕ. Принимая во внимание текущий рост напряженности, а также отдельные столкновения, уязвимость текущего состояние прекращения огня должна стать для международного сообщества немедленным требованием. Несмотря на новые угрозы возобновления войны, безвыходное положение дипломатического посредничества, а также в хрупких условия прекращения огня, существуют определенные меры, которые помогут ослабить напряженность и снова «заморозить» ситуацию. Первый шаг будет заключаться в том, чтобы Евросоюз был больше вовлечен в процесс, и не в качестве заменяющего ОБСЕ, либо ее конкурента, а поставив перед собой цель, усилить и поддержать посредническую группу и мониторинговую миссию. В сентябре 2010-го года в Брюсселе «Европейские друзья Армении» обнародовали исследование мнений, что было сделано среди депутатов Европарламента и имело отношение к возможным вариантам деятельности Европы в Нагорном Карабахе. В результате этих исследований, проведенных Саргисом Казаряном, “самой существенной находкой” являлось то, что “направление в регион невоенного постоянного наблюдателя от Евросоюза, а также то, что Евросоюз является сторонником мирного решения конфликтов в регионе, поддерживающего развитие демократии в данном регионе, является наилучшим способом избежания военного напряжения в Нагорном Карабахе”.

Необходимо также попытаться “вернутся к основам”, что будет направлено на уменьшение недоверия сторон Карабахского конфликта. Эти меры могут также включать в себя стратегию формирования новой среды, что даст возможность вести более активный переговорный процесс со всеми сторонами конфликта, в том числе, при участии представителей самого Нагорного Карабаха. Такие шаги будут основаны на идее формирования политики доверия и веры, а также на “наведение мостов” и “сближение поколений”.

В частности, такая стратегия позволила бы также с помощью новых подходов сформировать стратегию, направленную на будущее, что позволило бы Нагорному Карабаху участвовать в переговорах, в качестве полноправной стороны. Таким образом, возникла четкая необходимость в демонстрации новых подходов в Карабахском вопросе: смягчить напряжение, предотвратить войну и вдохнуть новое дыхание в мирный процесс, зашедший в кажущийся тупик. Для этого необходима новая стратегия – “возврат к основам”, которая предоставит возможность гарантировать, что, будучи единственным замороженным конфликтом в регионе, Карабахский вопрос не выльется в самую серьезную и “горячую” войну. И до тех пор, пока все это сделано не будет, никаких надежд на сдвиги в процессе зарегистрировано не будет.

Ричард Киракосян, руководитель Центра региональных исследований, специально для Первого Информационного

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск