Friday, 29 03 2024
Friday, 29 03 2024
Гендиректор Ucom принял участие в конференции по рекрутингу
На заседании коллегии при министре обороны Армении были обсуждены вопросы программы развития вооружения
Чемпионат мира по тяжелой атлетике 2027 года пройдет в Ереване
Министр экономики Армении принял делегацию, возглавляемую чрезвычайным и полномочным послом Китая
В Ереване в 3-й раз будет проведен Пасхальный фестиваль
Журнал Global Finance признал Америабанк лучшим банком в Армении в 2024 году
14:48
Россия готова способствовать нормализации армяно-азербайджанских отношений: Сергей Лавров
14:29
Число пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле» возросло до 382, погиб еще 1 человек
Армения и Индия расширят сотрудничество в области кинопроизводства и технологий
13:51
Российские власти сообщили об уничтожении 15 целей над Белградом
Армения впервые примет участие во встрече спикеров Парламентов стран ЕС
Членство в ЕС — самый верный и желаемый для нас вариант: спикер Парламента Армении
В результате атаки Израиля на Алеппо погибли 36 человек: Al Hadath
В Армении заблокирована трансляция авторских программ Владимира Соловьева
Главы Парламентов Армении и Азербайджана в ближайшее время вновь встретятся
Сурен Папикян наблюдал за военными упражнениями, проходившими на военном полигоне «Баграмян»
Нахождение в европейской сфере во внешних отношениях имеет для Армении жизненно важное значение: политолог
Владимир Варданян примет участие в заседании отборочной комиссии судей Европейского суда по правам человека
В Ереване состоялись политические консультации между министерствами иностранных дел Армении и Республики Корея
Депутат НС Армении Армен Геворгян в составе делегации ПАСЕ будет следить за выборами в Северной Македонии
Депутаты НС Армении с рабочим визитом посетят Берлин
Гумпомощь правительства Армении для жителей сектора Газа прибыла в Египет
На территории Республики Армения есть закрытые автодороги
Члены комитета по безопасности и политическим вопросам Совета Европы с рабочим визитом посетят Армению
Под председательством премьер-министра обсужден проект Стратегии развития национального оператора “HayPost”
Бывший мэр Еревана Айк Марутян создаст новую партию
Интеграция с ЕС и другими рынками не противоречит сотрудничеству с ЕАЭС: депутат НС Армении
Комиссии по науке и образованию Парламентов Армении и Грузии подписали совместное коммюнике
Армяно-грузинские отношения находятся на стратегическом уровне: вице-спикер Парламента Армении
В Ереване состоялась конференция демократических сил, посвященная евроинтеграции Армении

На протяжении последних более чем десяти лет искажались цели и принципы внешней политики Армении

Собеседник Первого Информационного – Ваан Папазян, бывший министр иностранных дел Республики Армения

— Г-н Папазян, сегодня независимой Армении исполняется двадцать лет, как бы Вы оценили внешнюю политику, которая велась эти двадцать лет, какие были основные цели нашей внешней политики и насколько они реализованы сегодня?

— Дать полноценную оценку двадцатилетней внешней политике невозможно, поскольку она делится на несколько периодов. Наследие проводимой государством внешней политики в действительности не сохранялось: по каким то идейным, а также меркантильным соображениям, во внешней политике произошла кардинальная перемена после смены власти в 1998 году, что и привело к нынешней ситуации. В начальном, первом периоде, в 90-х годах, внешняя политика пыталась решить определенные вопросы, однако после этого она подверглась определенным изменениям: в частности, после 1998 года как внутренняя, так и внешняя политика подверглась серьезным изменениям. После 1998 года «айдатство» (поддержка линии «Ай Дата») стало одним из принципов внешней политики Армении, что и привело к тому, что внешняя политика отклонилась от своего нормального русла.

— А что же подразумевается под нормальным руслом нашей внешней политики?

— Внешняя политика должна быть предельно четкой и должна служить весьма конкретным целям. С помощью внешней политики государство должно обеспечить свою национальную безопасность, должно укрепить свою независимость и суверенитет, внешняя политика должна способствовать улучшению экономической ситуации в стране. Вот основные цели внешней политики. А когда ты выдвигаешь на передний план идеологический вопрос (а «айдатство» — это идеология), а не конкретное действие, то тем самым внешняя политика превращается в пародию.

— То есть, после 1998 года поставленные в первые годы независимости задачи были нарушены?

— Первые годы независимости – это годы Карабахской войны, и естественно, в то время основной задачей внешней политики Армении являлось обеспечение дипломатического тыла военным действиям. После прекращения огня, ситуация несколько изменилась. Кроме того, Армения, как новое независимое государство, в первой половине 90-х имела перед собой задачу интеграции в международное сообщество в качестве полноправного члена, и это, на мой взгляд, было успешно выполнено. И, конечно, в эти годы, одним из самых больших успехов было то, что Карабах, в результате армянских дипломатических усилий, стал полноправной стороной переговорного процесса. Однако, позже он оказался за рамками переговоров, что является самой большой ошибкой армянской дипломатии после 1998 года. Сегодня переговорный процесс отклонился от своего важнейшего пути, без участия НКР невозможно представить себе какую-либо дипломатическую развязку, поскольку если речь идет о праве самоопределения Карабаха, то Карабах сам выведен из процесса переговоров, что неприемлемо и можно считать провалом армянской дипломатии.

Внешняя политика, кроме ряда важных целей, имеет также цель достичь того, чтобы страна имела высокий кредит на международной арене. В первой половине 90-х годов Армения имела самый высокий кредит на Южном Кавказе, а после 1998 года, когда «айдатство» стало одним из основных принципов нашей внешней политики, власти Армении будто забыли, что именно им следует делать. Приверженность и риторика «айдатства» больше помогает в каких-то внутренних вопросах, и здорово помогает зарабатывать определенные очки в отношениях с диаспорой, но это — не является конкретным делом.

Я, однако, в последние два-три года замечаю робкие попытки вернуться к реалистической внешней политике, но за прошедшие годы столько всего было потеряно, что этот возврат будет очень трудным, поскольку то наследие, которое наша внешняя политика получила из прошлого, крайне тяжелое. Кроме того, у нас есть очень серьезная проблема, связанная с качеством исполнителей, фигурантов внешней политики. Эта проблема относится также ко всем сферам государственного управления.

— Г-н Папазян, можем ли мы сказать, что сегодня, в день двадцатилетия независимости, мы не можем насладиться теми плодами, которые в первые дни провозглашения независимости ожидалось пожинать в будущем?

— Конечно, нет. Правда, какая-то часть поставленных целей реализовалась, например: интеграция в международное сообщество, становление Армении как независимого субъекта. Репутация Армении в первой половине ее независимости была несравнимо выше, чем сегодня, что является большим упущением, причем не только внешней политики, а в первую очередь — внутренней политики. На самом деле вина дипломатов в этом вопросе не столь велика, и причина — в государственном управлении. Конечно, дипломат какое-то время может обманывать своего собеседника, представить свое государство в лучшем свете, чем оно есть в действительности, но эта иллюзия через некоторое время перестает действовать, и вскоре люди начинают прекрасно понимать, какая на самом деле ситуация в твоей стране и в твоем обществе.

— Г-н Папазян, а что же необходимо сделать для того, чтобы вернуться к нормальным целям внешней политики?

— Мы должны привести наш дом в порядок, прежде всего, надо урегулировать наши внутренние проблемы и после этого станет намного легче вести внешнюю политику. Внешняя политика это просто инструмент для удовлетворения внутренних нужд страны, а это можно осуществить только тогда, когда страна внутренне организована и имеет правовые, юридические и демократические институты. В противном случае, надеяться на то, что дипломаты постоянно будут обманывать или убеждать своих зарубежных коллег, нелогично.

— Вы упомянули, что одной из целей внешней политики должно быть укрепление независимости и суверенитета страны. Принимая во внимание этот факт, как Вы относитесь к тому, что на военном параде по случаю 20-летия независимости будут участвовать также российское подразделение?

— Здесь мы вновь возвращаемся к тому, что произошло искажение существующих принципов и подходов, а это делалось на протяжении более 10 лет. Понятно, что Россия является самым важным партнером Армении с точки зрения безопасности, это предельно ясно и понятно всем. Но это вовсе не означает, что военное присутствие России должно быть отражено также и во время военного парада, посвященного 20-летию нашей независимости.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск