Похоже, после сильных потрясений в системе власти Армении наступило затишье – никого пока не уволили, никто никого не просил подвинуться, никто никого не побил. Даже начальник отдела принудительного исполнения судебных актов пока не отправлен в отставку. В то время, как кто же, если не он, должен был давно распрощаться со своей должностью, если уж из-за него уволили самого министра юстиции – Геворга Даниеляна – именно за то, что последний не наказал в свое время провинившегося начальника службы ПИСА. Однако, складывается впечатление, что энергичная динамика развития ситуации в системе власти Армении оказалась настолько тяжелой, причем тяжелой работой в “физическом” смысле, что появились проблемы с перевариванием “пищи”, в связи с чем пришлось взять паузу. Понять это состояние можно. Независимо от того, что именно является истинной причиной кадровых изменений, какими интересами руководствовались инициаторы этих перемен, все равно – системное сопротивление будет довольно ожесточенным. В иерархии правящей системы Армении Гагик Бегларян занимал довольно значительное место, и его отставка, несомненно, в мыслях и душах некоторых кругов правящей системы будет иметь “эффект домино”. А это значит, что многие начнут беспокоиться о своей безопасности. В сложившуюся ситуацию подливает масла также то обстоятельство, что отставка мэра столицы и министра юстиции интерпретировались не в качестве мер локального характера, а преподносились в качестве пропаганды нового курса кадровой политики властей, что само собой предполагает новые кадровые перемены и потрясения.
Наблюдая появившиеся предпосылки, система естественным обратилась бы в панику, что, в свою очередь, привело бы к сопротивлению хотя бы на уровне настроений, “в глубине души”.
Скорее всего, наступившее затишье обуславливается именно этим обстоятельством, и в правящей системе происходят процессы перераспределения, передислокации.
По всей видимости, то крыло правящей системы, которое решилось на отставку Бегларяна, сочло, или скорее – рассчитало, что для поимки “журавля”, следуя по “горячим следам”, оно не располагает достаточными ресурсами и возможностями, к тому же этот “журавль” может вызвать еще большее сопротивление внутри и привести к потере приобретенной “синицы”, которая находится в руках в данный момент.
В любом случае, совершенно очевидно, что в системе власти явно ощущается временная передышка. Но и это наблюдение не является однозначным, поскольку появляются разные сведения, конечно неофициальные, о том, что противоположное крыло правящей системы, расценивает отставку Бегларяна как прямой вызов, в связи с чем организуются встречи, ведутся обсуждения…
И это следовало ожидать, поскольку было бы крайне наивно полагать, что олигархическо-криминальная когорта, являющаяся опорой и стержнем действующих властей Армении, сможет с легкостью смириться с перспективой скорой потери собственного влияния.
Дело в том, что вся эта ситуация, хоть и опосредованно, но все же переплетается с процессами, происходящими во всем мире, вокруг нас – начиная с разоблачения мафиозной структуры «Пзо» в США, объявления о новом курсе модернизации в России, отставки мэра столицы в той же России, и заканчивая убийством футбольного фаната, которое подняло волну футбольно-нацистских погромов в Москве. События в Армении развиваются именно на этом общем фоне: кризисе ОБСЕ, самоидентификации НАТО, очередной попытки сближения с Россией.
Для оценки же прямой связи, скорее всего, недостаточно информации, однако мировые процессы, кажется, вышли на такую орбиту, которая не могла каким-либо способом не затронуть Армению, не вызвать резонанса, каких-либо потрясений и в правящей системе власти. Все это прекрасно понимают и представляют субъекты системы, что мир находится на довольно непредсказуемом этапе развития процессов, который, фактически, открывает “чистую страницу”, а это означает, что могут “утилизироваться” даже те старые страницы, которые содержат незначительные метки о таких странах, как, например, Армения, со своими разного рода группировками. То есть, во внутренней системе власти Армении прекрасно осознают, что для потерявших влияние все не закончится, а только начнется.
Начнется период значительно больших потерь, период больших жертв.
Более того, данные субъекты, возможно, также понимают, что для избавления от балласта и для большей гибкости верхушка пирамиды власти вынуждена вступать в противостояние с разными фундаментальными слоями данной пирамиды – со всей олигархическо-криминальной когортой или с её частью.
Вот почему, сопротивление будет организовано как на сознательном уровне, так и на уровне подсознательном. Это обстоятельство стало основной причиной некоторого затишья. Совершенно очевидно, что оба крыла готовятся к более серьезному и масштабному процессу: одно крыло готовится к продолжению начатого процесса, второе – к предотвращению. Не исключается, что затишье станет более продолжительным и стороны придут к соглашению поддержать статус-кво, в результате чего единственной жертвой останется Гагик Бегларян, тем более, что Армения имеет определенный опыт владения механизмами поддержания статуса-кво.
Однако вся проблема в том, что внутренняя политика — не Карабахский вопрос, и если в последнем вопросе международное сообщество проявляет достаточную терпимость, то в вопросе внутренней жизни страны, кажется, все далеко не так. А без поддержки международного сообщества, власти Армении просто не смогут поддерживать статус-кво.
Следовательно, придется либо самовольно менять ситуацию – статус-кво, продолжив нейтрализацию олигархическо-криминальной когорты, либо изменится внутриполитический статус-кво в целом. В любом случае, кажется очевидным тот факт, что шансов у олигархическо-криминального сегмента нет. Следовательно, шансов нет у всех, кто связан каким-либо способом с этим сегментом, из чего следует, что единственным шансом, для крыла власти, которое инициировало определенный процесс, является по возможности скорое избавление от вышеназванной когорты со всеми сопутствующими элементами.