Saturday, 20 04 2024
Saturday, 20 04 2024
Пашинян: если в процессе демаркации возникнут проблемы с некоторыми домами, государство построит новые
Пашинян: недавнее соглашение между Арменией и Азербайджаном снизило риски на границе
Впервые Армения и Азербайджан решили вопрос за столом переговоров. Пашинян
В очередной день ЧЕ по боксу у Армении 4 представителя
Плохая новость: русские просто так не уйдут… Их цель — «коридор»
Премьер-министр по приглашению учащихся средней школы Зара присутствовал на спектакле “Царь Пап”
Нам сообщили, что договоренности между Арменией и Азербайджаном основаны на международных границах: посол Ирана
Католикос Великого Дома Киликийского Арам I принял экс-прокурора МУС Луиса Морено Окампо
“Гардман-Ширван-Нахиджеван” приветствует заявление “Большой семерки” относительно Азербайджана и Армении
Гимнаст Ваагн Давтян получил квалификацию на летние Олимпийские игры в Париже
Айказ Насибян назначен генеральным секретарем министерства экономики Республики Армения
Эр-Рияд и Ереван разработают «дорожную карту» по установлению дипломатических отношений: интервью главы МИД Армении
Автодорога Степанцминда-Ларс закрыта для всех типов транспортных средств
На земле будут воспроизведены межгосударственные границы, существовавшие на момент распада СССР: Егоян
12:54
Скончался первый российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Владимир Казимиров
Впервые появляется практическая возможность иметь государственную границу между Арменией и Азербайджаном: Ованнисян
12:16
В результате обстрела Днепропетровской области Украины погибли 9 человек, среди них трое детей
Весь процесс делимитации границы между Арменией и Азербайджаном будет основан на Алма-Атинской декларации: Ханданян
Ильхам Алиев встретится в Москве с Владимиром Путиным
Четкая фиксация границы станет легитимным фактором в защите территориальной целостности Армении: Конджорян
Олаф Шольц в Берлине проведет переговоры с Алиевым
Ереван приветствует заявление глав внешнеполитических ведомств стран G7: глава МИД Армении
Страны G7 призвали Армению и Азербайджан к достижению прочного мира
Если Азербайджан не представлял угрозы, то почему армяне НК покинули свою историческую родину: Шон Мерфи в суде ООН
Впервые между Арменией и Азербайджаном, на участке четырех сел, будет демаркированная государственная граница: Аппарат премьер-министра
Армения и Азербайджан предварительно согласовали делимитацию отдельных участков линии границы
Рубен Варданян объявил голодовку: он требует немедленного освобождения всех армянских заключенных
Ларс из-за ремонта закрыт для большегрузов
14:48
Иранские военные заявили, что не намерены отвечать на удар Израиля по Исфахану
Азербайджан искажает фактические доказательства, представленные Арменией: выступление Егише Киракосяна в суде ООН

О дилемме Серж Саргсян-Роберт Кочарян

В нынешних политических обсуждениях, в обсуждениях вообще последних 2-3 лет, и особенно после, так сказать, возвращения Путина, имеет место распространенное разделение по части “Серж Саргсян – “человек” Запада, а Роберт Кочарян – России”, и что Саргсяна у власти хочет оставить Запад, а Кочаряна – Россия, дабы пресечь западный дрейф Армении.

Это, конечно, весьма условная характеристика положения, однако, в целом, имеет место быть именно сие восприятие. В действительности проблема, пожалуй, в ином, и такое разделение Саргсян-Кочарян несколько искусственное, выдуманное и оторвано от реальности. Несомненно, заметно, что Серж Саргсян защиту своих программ начал искать, главным образом, на Западе, хотя, без сомнения, пытается сохранить нужную планку благожелательности России. А Роберт Кочарян защиту своих политических программ пытается найти в Москве.

Однако это, пожалуй, поверхностная, видимая плоскость процесса, а в глубине происходит другое, и там уже нет проблемы пророссийской или прозападной ориентации Кочаряна или Саргсяна. Проблема тут в соотношении логики ситуации в Армении и всемирных процессов. Это соотношение требует от Армении склонить политический вектор в сторону Запада. Хотя в основе этого, и вообще любого склонения всегда лежат интересы власти или партийно-групповые интересы, тем не менее, этот интерес формируется в общем цивилизационном контексте, включая более широкие и фундаментальные вопросы, нежели партийные или властные интересы.

В конце концов, сколько бы будничное управление не осуществлялось и продолжает осуществляться при доминировании этих интересов, тем не менее, в целом, даже эти узкие интересы формируются в определенном геополитическом контексте. А в этом контексте в настоящее время превалирует западный вектор, т.к. несмотря на тотальный кризис, самым жизнеспособным механизмом управления государствами и организацией обществ является западный цивилизационный механизм. Следовательно, выбор вектора государственной политики властей Армении состоит именно в этом.

Западный геополитический фактор несравнимо более влиятелен, и в ключевых регионах мира он успешно продвигает свои программы. Следовательно, для Армении было бы, как минимум, стратегической бессмысленностью противление этому ходу и баррикадирование.

Это вовсе не означает баррикадирование против России. Это станет не меньшей стратегической бессмысленностью. Речь идет всего лишь о том, что не следует из-за интересов России баррикадироваться против Запада, т.к. стратегические интересы Армении и России тут находятся в существенном противоречии. Эта ситуация очень сложна для Армении, чревата и политическими, и экономическими осложнениями, чему мы, кстати, являемся уже и свидетелями. Однако для Армении нет альтернативы и нужно сделать более интенсивными отношения с Западом и адекватно реагировать на долгосрочные геополитические реалии, тем более что Армения в них имеет особенное значение не в смысле разменной монеты, а в партнерском.

Армения по своему человеческому потенциалу самая жизнеспособная в регионе как в плане укрощения турецко-азербайджанской экспансии на ценностном, цивилизационном уровне, так и, вообще, в плане становления ведущей технологической страной в регионе.

Наконец, против турецко-азербайджанских экспансионистских намерений должны быть поставлены не только войска, но и ценности, технологии, цивилизация. Эти вопросы в настоящее время являются основой долгосрочного сближения западного вектора и государственной политики Армении, и отсутствие реакции на это со стороны какой бы то ни было власти Армении может стать совершенным безумием.

С этой точки зрения Россия также понимает и осознает, в чем проблема. Этим обусловлено то, что Москва, несмотря на некоторые шатания Армении, не предпринимает шагов, направленных на дестабилизацию и смену власти в стране.

Москва понимает, что его соперником в Армении являются не личности и группы, а время. С этой точки зрения Роберт Кочарян для России может являться фактором или инструментом внутриполитического воздействия, прояснения отношений с Сержем Саргсяном. Однако, Москва никогда не будет стремиться привести Кочаряна к власти, понимая, что сам Роберт Кочарян засвидетельствовал в годы своего правления то, что готов к самому тесному сотрудничеству с Западом, и осознает важность этого хотя бы в разрезе личных интересов, которые, сколько бы ни противоречили государственным и общественным интересам, в конце концов, не могут быть абсолютно вне их орбиты и существовать обособленно.

И, наверное, отношения внутри власти нужно рассматривать в этом глубинном разрезе, а не удовлетворяться рассмотрением лишь поверхностных событий и восприятий.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск