Saturday, 20 04 2024
Saturday, 20 04 2024
Впервые между Арменией и Азербайджаном, на участке четырех сел, будет демаркированная государственная граница: Аппарат премьер-министра
Армения и Азербайджан предварительно согласовали делимитацию отдельных участков линии границы
Рубен Варданян объявил голодовку: он требует немедленного освобождения всех армянских заключенных
Ларс из-за ремонта закрыт для большегрузов
14:48
Иранские военные заявили, что не намерены отвечать на удар Израиля по Исфахану
Азербайджан искажает фактические доказательства, представленные Арменией: выступление Егише Киракосяна в суде ООН
Премьер-министр принял делегацию банка KFW
В Европарламенте состоялась конференция, посвященная Геноциду армян и этнической чистке Азербайджана в Нагорном Карабахе
В Ереване открылась выставка «Академия ювелирного искусства»
Денежные переводы из Армении в Россию сократились, в Соединенные Штаты — увеличились
Вблизи Татевского монастыря агентством Рубена Варданяна «Мы — наши горы» будет разбит новый сад
Четыре шахматистки Армении начинают выступления на индивидуальном ЧЕ по шахматам среди женщин
Палата представителей Кипра почтила память жертв Геноцида армян
Визит министра ИД Армении в Саудовскую Аравию знаменует начало сотрудничества двух стран: мнение арабиста
Всеармянский союз «Гардман-Ширван-Нахиджеван» призывает международное сообщество дать должную оценку провокациям Баку
сеармянский союз «Гардман-Ширван-Нахиджеван» приветствовал заявление Института по предотвращению геноцида имени Лемкина
Секретарь Совета безопасности Армении принял французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ
Премьер-министр Пашинян принял делегацию немецкой компании Fichtner
Союз «Гардман-Ширван-Нахиджеван» надеется, что посол США будет способствовать возвращению армян НК на родину
Премьер-министр Пашинян принял французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ
18:55
Экс-министр обороны Давид Тоноян останется под арестом: суд отклонил ходатайство защитников
Опубликованный в азербайджанских СМИ документ является фейком: МИД Армении
18:17
Франция решила не оставлять Армению в одиночестве против продолжающейся агрессии Азербайджана: французский депутат
Российская рок-группа «ДДТ» исполнит в Ереване свои старые и новые песни
Руководитель фракции «Гражданский договор» принял заместителя министра Международного управления ЦК Компартии Китая
Российско-турецкий центр мониторинга в Агдаме прекратит свою деятельность
17:01
Дина Титус представит на рассмотрение Конгресса США акт о введении санкций в отношении Азербайджана
Китай поддерживает реализацию программы «Перекресток мира»: Чэнь Чжу
Министр иностранных дел Армении и министр экономики Саудовской Аравии обсудили вопросы развития экономических отношений
16:04
За признанием и осуждением Геноцида армян со стороны США должны последовать и реальные действия: Адам Шифф

После выборов в Национальное Собрание влияние Москвы в Армении резко обнулится

Собеседник Первого Информационного – Ашот Манучарян, член Комитета “Карабах”.


-Политические движения, которые более характерны странам с демократическими традициями, в настоящее время получили бурное развитие в странах арабского мира, имеющих диктаторскую систему управления. Господин Манучарян, неудавшаяся попытка смены власти произошла также в Армении, а в Египте, как до этого в Тунисе – успех очевиден. Так, где же мы промахнулись?…


-Нельзя сказать, что не достигли успеха, у нас была фантастическая революция 1988-го года, когда мы достигли состояния, которое постоянно забываем. И еще, нас преднамеренно погружают в забытье многие люди, внешние силы, те, кто заинтересован в том, чтобы мы забыли то состояние, в котором  пребывали. В то время мы достигли великой гармонии в каждом из нас и между всеми нами, которая  проявлялась охватившей всех огромной теплотой, и все чувствовали себя очень сильными, были полны творческих сил, готовы были на любые свершения. Нас заставляют забыть, что такое состояние возможно. Зло внутри нас – это все то, что заставляет наши нынешние деяния рассматривать как нормальные. А в настоящее время мы стали “современными” людьми: мир превратился в среду, где “хапают”, и мы также должны “хапнуть” нечто, урвать и унести к себе в »нору», домой. А в 88-ом было наоборот – каждый приносил из дому, приносил помочь беженцам, Арцаху, зоне бедствия, поскольку важным было именно это. А сегодня стало важным урвать и унести домой, и – к черту весь мир, даже если в результате таких нас он рухнет, и в первую очередь разрушится наша страна. И чтобы эта философия сохранилась, люди должны позабыть все то, старое. Мы позволили, чтобы самое низкое в нас задушило все высокое, чтобы над гуманным человеком властвовал человек низменно материального, животного мира. Мы приписываем проблему тому или иному правителю, забывая, что вопрос стоит глубже – кто такой человек? Волк, съев овцу, наедается, а человек не ограничивается этим. Например, сколько джипов съест »современный» армянин, или, после поедания всех джипов мира, сколько боингов еще съест – не имеет пределов! Проблема в том и состоит — в ограничении всепожирающей низменной сущности в человеке. Каждая культура, каждый народ, в каждую историческую эпоху дает свой ответ на этот вызов, который, в свою очередь все время меняясь, требует все новых ответов. 


В современном мусульманском мире возникла система, которая преодолевает такое состояние. Нам постоянно внушают, что “Хизбалла” и его »братья-близнецы» являются очень реакционным движением. Оно началось с иранской революции и распространилось по арабскому миру. Оно ассоциируются с забиванием женщин камнями, отрубанием рук и ног в то время, как их основная цель состоит в другом: они пытаются сохранить в человеке человеческое, ограничить низменно- материальное. А последнее проявляется в сведении существа человека к сексу, имуществу, еде и власти. “Хизбалла”, с одной стороны, утверждает справедливость в нынешнем мире, прогрессивна, развивает науку и образование, одновременно, она создала нацеленную на высокие идеалы систему ценностей. Другим важным обстоятельством является все нарастающий поиск формулы справедливости, начатый на Западе, который казался образцом праведности. Однако волнения последних 1-2 лет в Европе свидетельствуют о том, что европейцы поняли, что у них – тот же мир, только замаскированный.А возмущение у людей началось тогда, когда начался кризис. Они увидели, что финансовая система Европы – тот же карманный вор, просто замаскированный под высокими идеалами, просто они не лезут в карманы людей так явно, как наши олигархи. Европейская волна гражданского возмущения была предвосхищена удивительно романтическим возвышенным взлетом народов Латинской Америки, а своим органическим продолжением имеет события  в арабском мире. При этом интересно то, что революцию в Тунисе приветствовали и “Хизбалла”, и Европа, и США, поскольку каждый надеется, что сможет стать ведущим в этом движении. Я считаю, что Запад в нынешнем состоянии неспособен стать ведущим.


-Как могут повлиять революционные движения и смены режимов на Ближнем Востоке на наш регион и, в частности, на Армению?


— Считаю, что большое влияние могут оказать на Азербайджан, меньше – на Турцию, еще меньше на Иран, поскольку там также имеются интенсивно функционирующие анти-низменно-материальные системы. Но они будут иметь значительное влияние и в других регионах. Постсоветское пространство –вроде бы, место бесконечно далекое от всех этих событий, место, где время вроде бы остановилось. Вот здесь они и  будут иметь огромное влияние. Не надо говорить, что мы – другие, а Мубарак – другой. Действительно, мы – другие, но не в позитивном смысле. Потенциал сохранения нынешнего положения вещей со временем истощается, и с какой стремительностью может развиться обратный процесс – трудно предугадать. Эти нелепые заявления, что, к примеру, армяне не дойдут до социального бунта. Они бросят все и уедут. А кто сказал, что так будет всегда, до чего бы их не довели? Апологеты застоя повторяют эти формулы как заклинание. Но, даже тысячу раз повторенные, они вряд ли станут для них сколь-нибудь надежной гарантией от неприятностей и катастроф. Да, если успеют уехать, то может и уедут. Но для огромного числа людей цены на сахар, хлеб и другие товары намного стремительнее растут, и они он не в состоянии больше прокормить своих детей. Такой человек и возьмет топор, грабли выйдет на улицу, и в какую секунду это произойдет – очень сложно сказать. Мы, в отличие от Египта, который более спокоен, где  нет враждебных внешних сил, находимся в гораздо более сложном положении. Для нас подобная и даже более мягкая встряска может обернуться гигантской катастрофой, а потому у нас никто не имеет права допустить, чтобы дошло до того, что человек с палкой выйдет на улицу, чтобы прокормить своего ребенка. “Счастливчики” нашей действительности взяли, что смогли, и пытаются взять еще и еще, доводя до того состояния, когда человеку нечего есть, и такое не может дальше продолжаться. Найдутся многие, кто организует подобные волнения, будут также извне. Слава Богу, если организатором будет Конгресс или иная политическая сила, с которой можешь говорить, вести разумную беседу, однако, завтра могут появиться лидеры без царя в голове, организаторы извне, с которыми никто никакого разговора вести не сможет, ибо не знаем, что это такое и чего желает. Политическая элита должна понять, что она не только для того, чтобы, расталкивая друг друга, захватывать власть или тепленькие места, приносящие прибыль, а чтобы хотя бы в столь судьбоносные моменты искать, находить и реализовывать выходы из создавшейся  ситуации.


-А по-Вашему, политическая элита не осознает, что критический момент назрел?


-Есть арабское словосочетание, которое у нас используется немного с другим нюансом – “Иншалла!” У всех такое состояние “Иншалла!”: велик Господь, что-нибудь да сделает. Что-то переварят, на чем-то  остановятся. И вдруг начнется страшное…Не надо создавать проблемные ситуации, не надо до этого доводить, мы подошли к очень опасной черте.


— В Армении есть такое восприятие, что все решается вне пределов страны и ничего не делается, пока извне “добро” не дадут. События в Тунисе и в Египте доказали, что эти люди больше не подчиняются крупным геополитическим игрокам и пытаются сами построить свое будущее.Почему у нас такое положение вещей не искореняется?


— Это – мышление не Армении, а политической элиты Армении, поскольку со временем она растеряла свой новаторский дух, высокие полеты мысли и в настоящее время пребывает в убогом состоянии. Цели и правящей элиты, и оппозиционной зачастую не отличаются друг от друга и весьма ограниченны – захватить рычаги власти и обогащения. Находящиеся в таком положении с большим трудом регулируют проблемы в условиях обновляющегося мира. И поскольку в народе появляются выраженные этой элитой мысли, то и там возникает подобное понимание. Конечно, в нашем обществе есть грамотные слои и не только в кругу “фейсбуковской” молодежи, но и в провинции, где, как нам кажется, вроде ничего интересного нет. Люди, описанные в фильме “Мы и наши горы”, которые живут в сегодняшних армянских селах, в своем восприятии мира – намного глубже в сравнении с нашей политической элитой. Они видят, что мир с подобным  положением вещей завершен. А для поиска нового и путей к нему есть необходимость в точном слове, и слово это должна сказать элита, ибо это не прерогатива сельчанина. А если актуальная элита не сможет, то появится новая или правдоподобное слово будет озвучено оплачиваемыми и обеспечивающими собственные цели субъектами извне.


-2011-ый год в Армении – предвыборный. Господин Манучарян, какие, по-Вашему, ожидаются трансформации на политическом поле?


-Возможны два варианта: что ничего не произойдет за это время, вероятность чего, однако, я оцениваю ниже, чем вероятность того, что случится многое. Но если ничего не произойдет, все останется по-прежнему и никаких извержений вулканов не случится, то в этом случае соотношение сил в Армении очень хорошо визуализируется. В настоящее время наша политическая жизнь регулируется извне и основных игроков двое: с одной стороны – Соединенные Штаты и Великобритания, с другой – Россия. Россия очевидно проигрывает, поскольку нашли способ работы с ней: перед глазами вешают занавес, на котором написано — “пророссийский”, потом начинают все кричать о том, что вся Армения принадлежит России, есть также несколько бросающихся в глаза вещей – военная база, пограничные войска, энергетика, комуникации…Это часть трансформационных процессов, управляемых американцами и англичанами, которые завершатся безраздельным господством последних у нас в стране и в регионе. Точно так, как наученные американским хитростям “Братья-мусульмане” пытаются свою реальную, а в дальнейшем и – безраздельную власть в Египте прикрыть прозападным каким-нибудь Аль-Барадеем, чтобы те не обиделись и не бросили “атомную бомбу” на Египет, пока они не будут в состоянии позиционировать открыто.Тот же прием США и Британия применяют здесь в отношении России. Кавказский регион – это транзитный коридор, как для энергоносителей, так и для глобального товарообмена. С этой точки зрения, этот коридор, пролегающий вне глобальных игроков, очень важен. В настоящее время он преимущественно контролируется Россией. Если в прошлом у нее было два клапана, Осетия и Карабах, то сегодня остался только один: влияние России на карабахский конфликт – максимальное, и она может при возникновении какой-либо проблемы закрыть или оставить открытым этот коридор. Но этот коридор очень важен для Запада. США и Англия борются, чтобы этот клапан превратился бы в их собственный, а это будет тогда, когда реальным хозяином Армении являются они. В этом смысле, лучший вариант для них, когда на Армении написано, что хозяин – Россия, однако, реальные хозяева – американцы, и когда с этим клапаном что-то произойдет, то Европа обидится на Россию, а не на Америку. Это уже является высшим пилотажем, и я считаю, что после парламентских выборов влияние России в Армении резко снизится, почти ближе к нулю, а после президентских – обнулится.


— Тем не менее, на сегодня в Армении, казалось бы, вопросы решает Россия, и многие политические силы едут в Россию за поддержкой. Коалиционная “Процветающая Армения” также прилагает усилия в российском направлении. Считаете ли Вы возможным, что Россия пожелала бы в предстоящих выборах вместо Республиканской партии видеть в лидерах ППА?


-Все боятся России, что она, будучи еще очень влиятельной, вдруг начнет здесь делать неосторожные движения, пытаются нейтрализовать эти неосторожные движения или сделать так, чтобы они служили бы их интересам. Россия однажды сделала это – в 2007г она вмешалась в выборы, чтобы победила не ППА, а РПА. Кочарян хотел сформировать собственную власть, куда он бы пригласил Сержа Саргсяна стать президентом. Тогда как Россия решила наоборот, поскольку тогда считала что  Саргсян –        пророссийский, а Кочарян – нет. Хотя на самом деле в армянской политической культуре уже более десяти лет используется технология: тот, кто президент — позиционирует себя  комплементарным, реальный второй после него  – пророссийским. На самом деле, у нас политические силы – ни чьи-то, а принадлежат деньгам и власти, и те субъекты, от которых они получат это, тем и будут демонстрировать преданность. Россия передала власть РПА как партии пророссийского Сержа Саргсяна. Однако, недавно одно высокопоставленное лицо из России задавало в Армении всем вопрос: если администрация внесет предложение в Парламент о том, что Армения становится членом НАТО, кто будет тем депутатом, который скажет, что это противоречит национальным интересам Армении и нашего стратегического партнера – России? Оказывается, такого депутата не нашлось, нет никого: таково состояние реальной пророссийскости в сегодняшнем парламенте.


-А какие основные рычаги будут задействованы во время выборов?


-Стандартные, в этом смысле реальных перемен не будет, может одним методом будет больше, другим – меньше, но выборы в Армении проходят стандартно, вне всякой связи с волей избирателей,  приветствуются евроструктурами как еще один большой шаг вперед в прогрессивное человечество, поскольку такое состояние удобно лидерам западного мира. Потому, что формирует рычаги  непрерывного  усиления их позиций в стране.


— Как объясните феномен Тиграна Карапетяна, что это и для чего он создан?


— Каждая политическая сила показывает – кто и что она есть. Просто феномен Тиграна Карапетяна очень интересен в том смысле, что все те, кто были убеждены, что только состоявшиеся политические силы ныне могли бы сделать что-то, сейчас видят иную картину. С одной стороны, это тревожный сигнал, с другой показывает, что народ – в великом ожидании. Но это не значит что он допустит, чтобы его обманули дешевыми трюками. Очень важно, что происходит организация и подъем народных масс, независимо от того, кто это осуществляет. Конечно, важно, что это осуществляет человек известный. В этом смысле, неважно, откуда сила –Тиграна Карапетяна или кого-то другого. А реальную сущность проводимой им политики, думаю, очень скоро проявит сам он – Тигран Карапетян.


-По мнению многих, Т.Карапетян отнял часть электората Армянского Национального Конгресса. Господин Манучарян, в чем упущение Конгресса, что его место в настоящее время пытается занять другая сила?


-Очевидно одно, что есть огромное народное недовольство, есть большое желание, чтобы была понятная, ясная, ведущая сила и чтобы эта сила осуществила перемены. Конгресс взял на себя эту функцию и не смог достичь успеха. Будущий успех, который обещает  Конгресс, не так уж убедителен для людей, в обратном случае мы бы увидели, что народ, собравшись, осуществляет это. И каждая более или менее адекватная, новая и объединяющая сила, как Тигран Карапетян – собирает народ. Он смог озвучить более или менее соответствующий сигнал. Этот народ и эта страна не даны кому-либо в качестве приданного, жизнь течет своим чередом, и кто может – представляет созвучную этому моменту программу или в качестве пути этой программы представляет самого себя. В этом смысле, все свободны в своем выборе и в деяниях, а народ – судья в том, кто ведущий, кто лидер.


 

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск