Saturday, 18 05 2024
Saturday, 18 05 2024
В ходе министерской сессии СЕ Арарат Мирзоян обменялся идеями с министром ИД Швейцарии
Министр ИД Мирзоян представил Кулсу Марку видение РА по достижению прочного мира на Южном Кавказе
Армянская Апостольская Церковь в это воскресенье отметит праздник Пятидесятницы
Эрдоган пытается усидеть на четырех стульях одновременно: игрок в покер
В МВД отреагировали на ложные данные, опубликованные в СМИ
Министр ИД РА и действующий председатель ОБСЕ обсудили вопросы безопасности Южного Кавказа
Ожидается переменчивая погода
15:45
Явное незаконное воздействие на участника судебного процесса: возбуждено уголовное дело
Это сотрудничество непобедимо. Вице-мэр Парижа Ануш Торанян приняла делегацию Еревана
18 мая ереванское метро будет работать до 01:00
На территории РА есть закрытая автодорога
Глава МИД РА представил коллеге из Нидерландов подходы РА в армяно- азербайджанском переговорном процессе
Ален Симонян встретился в Женеве с председателем Сената Канады и вице- спикером парламента Катара
Министр ИД РА встретился с комиссаром Совета Европы по правам человека
Никол Пашинян встретился с участниками турнира по командному шоссейному бегу среди школьников
Тбилиси упустил “Грузинскую мечту”: не исключаю, что «российский закон» так и останется в воздухе
Генрих Мхитарян привлек внимание международного сообщества к проблеме удерживаемых в Азербайджане пленных
Министры иностранных дел Армении и Германии обсудили ситуацию с безопасностью на Южном Кавказе
В Музее истории Армении представлена эксклюзивная коллекция из Ани
Мир и стабильность раскроют экономический потенциал региона Южного Кавказа: глава МИД Австрии
ЕС приветствует достигнутый в рамках процесса делимитации армяно- азербайджанской границы прогресс
Делегация Бундестага Германии посетит Армению
Главы МИД Армении и Австрии также обменялись мнениями по региональным вопросам
Посол Республики Армения вручил верительные грамоты Его Святейшеству Папе Франциску
Министр образования, науки, культуры и спорта Армении встретилась с министром культуры и туризма Турции
Министр обороны Армении проследил за ходом практического этапа стратегических командно-штабных учений
Срок Rocket Line отныне до 60 месяцев: Idram и IDBank
Это показывает лицемерие Лукашенко: Светлана Тихановская о визите президента Беларуси в Нагорный Карабах
Делегация во главе с мэром Еревана посетила могилы Мисака Манушяна и его жены Мелинэ Манушян
Индия ждет четких предложений от армянской стороны по вопросу использования порта Чабахар: посол

Серж Саргсян очень точно описал процесс – одной рукой ведут переговоры, другой нажимают на курок: Дубнов

Собеседник Первого Информационного – политический обозреватель радио Эхо Кавказа, Радио Свобода (Прага) Вадим Дубнов.

– Господин Дубнов, как мы должны оценивать переговоры президентов Армении и Азербайджана в Женеве, учитывая последовавшие за этими переговорами события, в частности тот факт, что через три дня после переговоров азербайджанская сторона снова нарушила режим перемирия на линии соприкосновения, в результате чего погиб армянский военнослужащий? Баку обвиняет армянского президента в нарушении договоренностей, достигнутых в Женеве, и сейчас Серж Саргсян отвечает, говоря, что невозможно одной рукой стрелять, а другой – вести переговоры. Что все это означает, Вы видите новые тенденции в процессе?

– Серж Саргсян очень точно описал процесс: одной рукой ведут переговоры, другой нажимают на курок. Так было, так есть и так будет, потому что переговоры в Женеве не имели никакого отношения со всем тем, что происходит на линии соприкосновения. В те же дни азербайджанская сторона сообщала о гибели азербайджанского солдата. Риторика практически та же, что и в Армении. И все прекрасно понимают, что встреча в Женеве это был выставочный матч, на который пошли стороны, думаю, под давлением посредников, так как и посредникам нужно подать знаки, что процесс живой и продолжается. В этом смысле посредников можно понять, иначе если не будут делаться подобные дежурные объявления, то наличие работы Минской группы вообще станет непонятным и декоративным.

– Думаете, что президенты согласились пойти на эту встречу исключительно с целью продемонстрировать добрую волю?

Некоторые эксперты считают, что они в Женеве обсудили армянскую проблему 2018 года, что не исключается, потому что у Саргсяна есть похожие проблемы. Некоторые эксперты выдвинули тезис о монополизации урегулирования, и действительно Серж Саргсян хотел бы сохранить эту монополию. Возможно, Баку и сопредседатели способствуют ему в этом вопросе, и его участие в женевской встрече укладывается именно в этот пакет, в котором Серж Саргсян наследует свою монопольную роль как переговорщика в процессе урегулирования карабахского конфликта, какую бы должность он не занял после апреля 2018 года. Рычаги влияния были также и на Алиева, общее международное давление по отношению к Азербайджану сегодня весьма очевидно, и в этих условиях Алиеву было бы не с руки торпедировать переговоры. Но оба президента сыграли очень грамотно, демонстрируя свое недовольство и отсутствие желания переговоров. Это было очевидно, и никто этого не скрывал.

Среда, сформировавшаяся вокруг встречи, ощутимо отличалась от логики постапрельской ситуации, и после встречи президент Армении заявил о том, что они договорились ослабить напряженность на линии соприкосновения, и что как он, так и президент Азербайджана глубоко в этом заинтересованы. А сейчас он говорит, что «переговоры должны пройти в условиях взаимного доверия, которое сформируется благодаря молчанию оружия». Из этого можно сделать вывод, что президенты действительно договорились начать конкретные переговоры в направлении урегулирования конфликта?

–  То, что я говорю, может показаться немного циничным, но уровень напряженности, учитывая недавние трагические инциденты, в общее значительно снизился по сравнению с предыдущими месяцами. Несколько месяцев назад мы ностальгически вспоминали времена, когда режим прекращения огня был нарушен на линии соприкосновения не тысячи, а только десятки раз за день. Теперь напряжение резко снизилось, и мы постепенно возвращаемся к прежней ситуации. Это период затишья, который не может длиться долго, потому что ружья висят на всех стенах. Возможно, обе стороны несколько усилили контроль над своими вооруженными силами, чтобы сократить стрельбу и провокации. Возможно, это произошло гораздо раньше, чем встреча. Я не думаю, что то, что произошло сейчас, это срыв режима перемирия. Полагаю ситуация постепенно вернется к стандартному уровню напряженности, не высокому и не низкому. И это не имеет никакого отношения к женевской встрече, потому что она было абсолютно протокольной и в целом неинтересной.

Но если уровень напряженности действительно снижается, есть больше возможностей для продвижения переговорного процесса, не так ли?

– Я думаю, что в ближайшем будущем продвижение переговоров исключено, потому что вряд ли до 2018 года в Армении будут обсуждать мадридскую программу, в которой фигурирует фраза «передача районов». Не думаю, что кто-либо на этом этапе передачи власти попытается обсуждать такие серьезные проблемы.

То же самое будет происходить и в Азербайджане, потому что в действительности говорить не о чем. Ожидания от Казанского документа и других версий урегулирования и всех тех дискуссий, которые состоялись год назад, были, мягко говоря, преувеличены. Говорить о продвижении переговоров бессмысленно, поскольку нет такой схемы, которая может обсуждаться за столом переговоров.

Считаете ли Вы, что Армения действительно отказалась от требований удовлетворить Венские и Санкт-Петербургские соглашения, и если да, что же вместо этого пообещал Азербайджан?

Мне кажется, что это косвенная политическая проблема, потому что, если у обеих сторон будет политическая воля, они могут решить эти технические проблемы, если мы поговорим о сокращении напряженности и безопасности. Но в этой ситуации обе стороны могут обвинять друг друга. Это именно то, чем занимаются стороны более 20 лет, и вопросы, связанные с безопасностью, только для того и созданы, чтобы было в чем обвинить друг друга. И это очень легко, потому что никто не может выяснить, догадаться – кто именно начал стрельбу.

– Согласны ли Вы с критикой о том, что, отказавшись от Венской повестки, Армения несколько уступает свои позиции?

Если мы рассматриваем переговорный процесс как передвижение фишек по карте, то это, безусловно, отступление, потому что фишку, фактически, отодвинули. Однако я удивлен, что эта фишка так долго оставалась на своем месте, почти полтора года Армения смогла оставаться в этом положении, и за это время ей удалось получить все внутренние и внешние политические выгоды от этой позиции. Конечно, она могла бы еще оставаться на этой позиции некоторое время, но это наскучило посредникам, международному сообществу, и Армении пришлось отказаться. Формально это было отступление, но если говорить на языке бизнеса, это был успешный проект, который успешно закончился.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск