Friday, 26 04 2024
Friday, 26 04 2024
Ucom обеспечил бесплатным интернетом четыре остановки в общинах Иджевана
На пути к осуществлению мечты
В моем выступлении не было ничего противоречащего международному праву: Симонян ответил Матвиенко
Спикер НС Армении принял вице-спикера парламента Сирии
Индия ответила на осуждения Азербайджана в отношении поставок оружия Армении
18:36
Армения передала США находящегося в розыске гражданина США
Сурен Папикян принял делегацию руководителя ереванского офиса Совета Европы
17:58
Москва ждет Никола Пашиняна на саммите ЕАЭС: Алексей Оверчук
17:39
Геноцид армян мы всегда воспринимали как нашу боль и горе: Мария Захарова
17:20
Франция подтверждает свою поддержку Армении: Габриэль Атталь выступил на мероприятии в память Геноцида армян
17:01
Европарламент призывает ЕС приостановить стратегическое сотрудничество с Азербайджаном в энергетической сфере
В культурном центре посольства Армении в РФ состоялось мероприятие, посвященное памяти жертв Геноцида армян
16:23
Москва призывает Баку и Ереван сделать вопрос охраны памятников культуры предметом двусторонних переговоров
Наблюдательная миссия ЕС в Армении принимала у себя посла и почетного консула Финляндии
В январе-марте 2024 г. сумма платежей 1000 крупных налогоплательщиков составила 387 миллиардов 109 миллионов драмов
15:26
Захарова заявила, что трехстороннее заявление от 9 ноября остается актуальным
В Буэнос-Айресе было организовано шествие, посвященное 109-й годовщине Геноцида армян
Правительство Армении приняло решение об открытии генерального консульства в Тебризе
По случаю годовщины Геноцида армян в Вашингтоне прошел ежегодный Марш справедливости
В связи с годовщиной Геноцида армян в Беверли-Хиллз у консульства Турции прошла демонстрация
В связи с годовщиной Геноцида армян во Фресно было проведено памятное мероприятие
13:32
Мы должны действовать сейчас, чтобы привлечь Азербайджан к ответственности: Роберт Кеннеди-младший
Армения и Чехия достигли договоренности о сотрудничестве в военно-технической сфере
Начинаются полуфиналы чемпионата Европы по боксу: сегодня Армению представят семь боксеров
Помним и требуем: глава МИД Канады сделала запись на армянском языке по случаю Дня памяти жертв Геноцида армян
12:16
США несут ответственность за предотвращение еще одного Геноцида армян: обращения конгрессменов к 24 апреля
В Брюсселе почтили память жертв Геноцида армян
11:38
Мы скорбим по тем, кто был убит во время Геноцида армян: Саманта Пауэр
Члены группы дружбы Швеция-Армения парламента Швеции выступили с заявлением по случаю 109-й годовщины Геноцида армян
11:00
“Никогда больше” должен что-то означать, и это не могут быть пустые слова: сенатор Билл Кэссиди

Если стороны примут решение, тo могут начать войну в любой момент

Собеседник Первого Информационного – Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».


— Господин Лукьянов, азербайджанские политические деятели часто намекают на то, что если в Иране возникнут определенные проблемы, то параллельно этому могут возобновиться армяно-азербайджанские военные действия. Вы также в прошлом не исключали, что появление каких-либо проблем в Иране может осложнить ситуацию в регионе. Как Вы объясните связь этих проблем?


— Напрямую проблема Ирана не связана с Карабахским конфликтом, однако регион настолько взаимосвязан, что сформировалась довольно сложная система баланса, естественно, не идеальная, однако, такая, что сохраняет статус-кво. В сохранении этого баланса большую роль играют и азербайджано-турецкие, и армяно-иранские, и азербайджано-иранские отношения, которые, по сути, весьма отличаются друг от друга. Очевидно, что Карабахский конфликт является стержнем, и даже те процессы, которые изначально не имели никакой связи с этим вопросом, в конце концов, приходят к тому, к чему, к примеру, пришел армяно-турецкий процесс. Поэтому, если представим такую ситуацию, когда в Иране начнется очень активная борьба между президентом и духовным вождем, то возникнет вопрос, по какому пути пойдет Иран — теократии или персидского национализма. Однако очевидно, что на это обстоятельство могут опереться США, чтобы решить свои проблемы с Ираном. Не думаю, что на этот раз Азербайджан позволит американцам использовать свою территорию, но если внешние и внутренние факторы серьезно дестабилизируют Иран, то тогда можно ожидать всего: и большого количества беженцев, попыток иранских властей начать большую игру против американцев, что может повлиять на нефтяные ресурсы. Ясно, что Иран не имеет соответствующего военного ответа, но имеет другие ответы – поддержку радикально настроенных мусульманских стран, нефть, Каспийское море. Если все это произойдет вокруг Ирана, то начнется нечто похожее на ураган, что подействует на всех.  И так как созданный в регионе баланс достаточно сложный, то его очень легко нарушить одним движением руки.


А может ли повлиять последнее решение грузинского парламента – прекращение российского военного транзита – на нарушение этого баланса, учитывая тот факт, что существует мнение, что Россия является гарантом безопасности Армении?


— Это, конечно, технически усложняет ситуацию, но это ожидаемое решение, так как, по крайней мере, было бы странно, что не имея отношений с Россией, Грузия позволила бы ей переводить военную технику через свою территорию. Я думаю, что найдутся другие пути.


— А каковы эти пути? Сегодня говорится о турецком пути, по-Вашему, это реально?


— Применение турецкого пути нереально, я думаю, это осуществится воздушным путем. В целом, эта ситуация не приведет к политическим изменениям, так как военные базы Гюмри не так уж необходимы России с военной точки зрения, но необходимы в качестве политической гарантии.


— После последнего регионального визита сопредседатели Минской группы ОБСЕ в своем заявлении отметили, что настало время для мирного соглашения. На ваш взгляд, действительно ли пришло это время?


— А что еще нового могут сказать посредники? Конечно, пришло время, давно уже пора заключить мирное соглашение, но стороны же говорят — «заключим тогда, когда наши требования будут удовлетворены». Мне кажется, смысл этого заявления понятный, объяснимый,  но пока ни к чему не обязывающий.


— Следующая трехсторонняя встреча Армения-Азербайджан-Россия состоится летом. Не кажется ли Вам, что, в отличие от прошлого года, в этом году интенсивность таких встреч снизилась? Можно ли сказать, что как Россия, так и другие члены МГ поняли, что подобные встречи ничего не дают.


— Число подобных встреч уменьшилось, но отношения интенсивно сохраняются, в последнее время встретились министры иностранных дел. Здесь такая ситуация, когда процесс важнее результата, так как даже приостановление безрезультатного процесса будет негативным регрессом. Конечно, число этих встреч уменьшилось, поскольку “степень затягивания» уже ясна, и понятно, что пока нет никаких предпосылок для их изменения. Это дипломатический трафарет, который необходим, поскольку нет другого выбора. Думаю, что Медведев не действует в одиночку, а действует в рамках Минской группы, однако нужно понять, что в настоящее время роль институтов и международных организаций уменьшилась, не только Минской Группы ОБСЕ, но и других, даже НАТО, которая в последнее время казалась довольно успешной, или Евросоюз – сегодня теряют свою роль, так как и все меняется, так как эти организации создались в определенных обстоятельствах, дабы решить определенные проблемы. А ситуация сегодня меняется, и меняется так быстро, что никто не успевает даже понять, что же произошло. В этих условиях страны также начинают действовать самостоятельно, вне этих организаций, и это касается как великих держав, как, например, Франция – разочаровалась в ЕС и решила решить вопрос Ливии самостоятельно, а также малых стран.


— А в этом случае, когда, как Вы отметили, роль международных организаций уменьшилась, возможно ли, что Армения и Азербайджан захотят решить проблему военным путем и сделать это, не учитывая значение этих организаций?

— Если стороны решат, тo могут начать войну в любой момент, и никакая сила не сможет остановить их, однако эти силы будут вынуждены урегулировать последствия, так как они будут такими, что не повлияют лишь только на Армению и Азербайджан. Но разрушение институтов не означает исчезновение восприятия своих интересов отдельными сверхдержавами. И очевидно, что в Армении и Азербайджане есть трезвая оценка окружающей обстановки, и оба понимают, что интересы сверхдержав не исчезли, и хотя институты не действуют, однако, отдельные государства не будут пожимать плечами и говорить; «Пусть сделают, что хотят».

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск