Скандал, связанный с рукоприкладством хулиганствующего столичного мэра в отношении сотрудника службы протокола президентской администрации, выставил напоказ любопытные детали поперечного среза криминально-олигархической системы власти Армении. Общеизвестно, что подобные “элитарные” наклонности и нравы в системе власти носят массовый характер, и доказательством тому – выборы президента в 2008-ом году и того же столичного мэра – в 2009-ом, не считая мелкой “бытовухи”, то и дело всплывающей в независимой прессе. За побои, хулиганские действия, мелкоуголовные правонарушения и даже за серьезные преступления практически никто не был так “жестоко” наказан. Более того, они практиковали насилие, зная, что их ожидает вознаграждение, карьера, доли и квоты в бизнесе, индульгенция на “беспредел” и прочие радости на их “празднике жизни”. Тем самым, насилие, применявшееся систематически, стало системообразующим. И на этом фоне возникает вполне закономерный вопрос: за что такое наказание? За что такая, воистину, черная неблагодарность в отношении верного соратника, который всего лишь “слегка побил” незадачливого сотрудника службы протокола? Выстроенная нелегитимным режимом вертикаль, плоть от плоти своей “материнской” матрицы из Третьего Рима, не терпит резких движений и резких перемен. А резкие движения и резкие перемены, как обычно, провоцируются мелкими, с первого взгляда, форс-мажорами, как в нашем случае – с одного удара в лицо, а затем с одного репортажа об этом. В конце концов, могла бы власть как-то “замять” дело? Ведь как-никак с такой “несущей конструкцией” режима, как Гагик Бегларян путь пройден немалый, не говоря уже о его былых и сегодняшних “заслугах”, которые для режима – и вовсе без кавычек. Конечно, могла, на крайний случай потерпевший, подретушировав следы ударного воздействия местного Отелло, мог бы сказать, что все это – “неудачные домыслы падких на сенсации недобросовестных журналистов, которые только и рвутся вбить клин в единство…” и так далее – по заезженному тексту. Как видим, однако, этого не произошло. Режим решил “съесть” одного из самых “элитарных” членов своей команды. Есть повод для такого решения, но повод – это еще не причина.
За два дня с момента первой публикации начавшаяся общественная волна не успела еще набрать силу, как последовало резкое движение из Баграмяна 26. Серия армейских убийств и вопиющих преступлений, ставшая притчей во языцех в армянских СМИ, не смогла заставить то же самое учреждение на проспекте Баграмяна пойти на какие-то кардинальные кадровые изменения в военном руководстве в то время, как всего лишь апперкот стоил “избранному”, “хорошо трудящемуся во имя любимых ереванцев”, “день и ночь думающему о благе родного города” (это все – теле-клише не более чем недельной давности) мэру должности за считанные, в общем-то, часы. Меньше всего, что приходится думать, это то, что на Баграмяна 26, вдруг, возгорелись нетерпимостью к насилию.
Власть, построенная на насилии, если надо, если того требуют ее интересы, интересы ее самовоспроизводства и самосохранения, стерпит любое насилие. Даже если достоверны сведения, согласно которым потерпевший Арам Кандаян является другом Микаэла Минасяна, который, в свою очередь, приходится зятем Сержу Саргсяну и работает заместителем главы его администрации, это еще не основание для того, чтобы у мэра столицы потребовать отставки через полтора года после его, с позволения сказать, “избрания”. Потому что такой шаг может спровоцировать опасные для дальнейшего функционирования системы разброд и шатания в ее “стройных рядах”. Это не семейка Лужковых-Батуриных, засидевшаяся в столичной власти 18 лет.
Опыт жизни в Армении в условиях нелегитимного режима нас научил в поисках причин непонятно резких движений в “верхах” смотреть на Север. Передел сфер влияния и собственности в Москве, как центре постсоветского “мира”, не может не отразится на периферии. Особенно, если власти этой периферии так примитивно и банально привязаны, как свидетельствуют сами российские СМИ, бизнес-интересами к этому центру, а экономический потенциал этой периферии так же примитивно и банально отдан на откуп центру “в обмен на долг”, где “долг” – понятие весьма растяжимое, не только финансовое, но и личное, даже интимное. Естественно, что при этом будет работать логика времен распада Золотой Орды. Если развалилась лужковско-батуринская орда, то их “наследство” в периферии должно перейти к новым ханам. И при таком раскладе, сдается, не нужен больше Бегларян Гагик в качестве столичного мэра, как и Карен Карапетян, брат близкого Лужкову московского бизнесмена Самвела Карапетяна, на должности главы “президентской” администрации. Им, по всей видимости, уготован возврат к “разбитому корыту”, когда в добрые старые времена простые парни, известные один как “Черный Гаго”, другой – “Ташири Карен”, жили своей незаметной жизнью в свое удовольствие. И это – в лучшем случае, пока их патрон – “добрый”. И придется поискать “свежей крови”, т.е. новых кандидатов, на эти должности, наверно, среди родственников Рубена Варданяна или Даниила Хачатурова. Почему бы и нет? Что не сделаешь во имя “стабильности” и гарантирующего его “стратегического партнерства”…