Wednesday, 08 05 2024
Wednesday, 08 05 2024
ОДКБ хотела прийти в Армению не в качестве союзника, а в качестве миротворца: Никол Пашинян
В прошлом году ВВП на душу населения в Армении превысил $8 000
В первом квартале этого года в Армении зарегистрирован двузначный рост показателя экономической активности
Мгер Григорян и Ивана Живкович обсудили программы, реализуемые ПРООН в Армении
Ален Симонян и Ивана Живкович обсудили процесс нормализации армяно- азербайджанских отношений
Частичка Вечного огня, горящего у Могилы Неизвестного солдата в Москве, была донесена и в Гюмри
На одном из ближайших заседаний правительство примет жилищную программу для вынужденных переселенцев из НК
Пашинян и Путин обсудят вопросы двусторонней и многосторонней повестки
12:54
В Москве проходит пятая инаугурация президента России Владимира Путина
На встрече министров ИД Армении и Азербайджана будет обсужден и вопрос включения Алматинской декларации в мирный договор
Управление, сокращение и устранение вражды с Турцией и Азербайджаном: премьер-министр представил свое видение
«Мы рядом»: новая программа поддержки IDBank для вынужденных переселенцев из Арцаха
Военно-Грузинская дорога временно закрыта для всех видов транспортных средств
В Лиге чемпионов УЕФА стартуют ответные матчи полуфинала
Сближение отношений РА-ЕС носит более институциональный характер: мнение аналитика
Президент Республики Армения с рабочим визитом посетит штат Калифорния
Премьер-министр Армении и президент РФ проведут двустороннюю встречу 8 мая: представитель Кремля
На армяно-азербайджанской границе установлено 40 пограничных столбов
Глава МИД Армении выразил осторожный оптимизм относительно предстоящих армяно-азербайджанских переговоров в Алматы
Мирзоян выразил уверенность в дальнейшем развитии повестки Армения-ЕС в период председательства Венгрии
Армения рассматривает возможность поставок возобновляемой энергии в страны- члены ЕС
Мы готовимся начать диалог о либерализации визового режима между Арменией и ЕС: министр иностранных дел Венгрии
Арарат Мирзоян подтвердил приверженность Армении усилиям по достижению мира на Южном Кавказе
Армения и Венгрия достигли соглашения об открытии в своих странах посольств обеих стран
На потребительском рынке Армении в апреле был зафиксирован рост цен на 0,6%
Армения и Венгрия подписали соглашение об экономическом сотрудничестве и программу сотрудничества МИД РА с МИД Венгрии
На территории Армении ожидаются осадки
Я думаю, что участие было бы правильным: председатель НС Армении об участии премьер-министра в заседании ЕАЭС
Встреча министров иностранных дел Армении и Венгрии в Будапеште продолжилась в расширенном формате
Никол Пашинян не примет участия в церемонии инаугурации Владимира Путина

Именем и во имя кризиса

Благодарственная телеграмма Владимира Путина в адрес Тиграна Саргсяна, несомненно, значительно повлияет на властную систему Армении. Дело не только в том, что в этой системе все, что идет от Путина, значительно, что бы это ни было. Во властной системе Армении Путин является интересной фигурой, особенно сейчас, когда здесь идет процесс формирования власти, и в игре, непосредственно или опосредованно, оказался Роберт Кочарян, который фактически всегда существовал в психологии властной системы. И с этой точки зрения благодарность Путина, которую он высказал в связи с поздравлениями Тиграна Саргсяна, направленными ему еще 5-го марта по поводу его избрания президентом РФ, станет настоящим испытанием для психики власти Армении.

В этой психологии, в отличие от относительно стабильного места Кочаряна, место Тиграна Саргсяна всегда было нестабильным. Начиная с момента его назначения премьером, система всегда ждала его ухода. Кстати, так было и в случае с Андраником Маргаряном, который стал премьером в мае 2000г., на удивление всем, присоединившись к Роберту Кочаряну после противостояния с ним. После этого также постоянно ждали, что каждый следующий день для Маргаряна может стать последним в должности премьера. Однако Андраник Маргарян стал премьером, оставшимся в этой должности самое долгое время.

Обстоятельства назначения Тиграна Саргсяна не были схожи с назначением Андраника Маргаряна, однако, некая схожесть существует, причем не второстепенная. Более того, существует схожесть, которая может быть примечательной с точки зрения дальнейшего нахождения в должности. Андраник Маргарян был назначен премьером во время кризиса внутри власти, когда Роберт Кочарян долгое время не мог совладать с ситуацией после 27-го октября 1999г., управлять ею, и был вынужден предложить сделку маргаряновскому крылу РПА, которое отставило команду Арама Саргсяна и вступила во власть.

Таким образом, был установлен некий внутривластный статус-кво, который сохранился до следующего кризиса во власти в 2007-1008гг. Однако этот кризис был обусловлен форс-мажором. Это был естественный кризис, перед которым оказывается любая, так сказать, полуавторитарная система, когда процесс формирования власти находится вне как конституционного механизма, так и наследстенно-монархического: с одной стороны в стране нет демократии и власти народа, а с другой стороны, находящийся у руля власти вынужден уважать определенные сроки и уйти из власти, конечно, внутренне никак не примиряясь с мыслью об уходе. В этом суть кризиса власти 2007-2008гг., причем, независимо от того, вернулся бы Левон Тер-Петросян к власти, или нет.

Дело в том, что предпосылки этого кризиса появились еще на выборах парламента 2007г., когда с помощью “Процветающей Армении” Роберт Кочарян пытался остаться во власти как премьер, для чего и была изменена Конституция и определенно увеличились полномочия парламента и правительства. Причем, желание Роберта Кочаряна не уходить из власти не было простой жаждой власти или прихотью, но было позицией, проистекающей из политической ситуации. Будучи у руля государства, Кочарян очень хорошо представлял, что наступающие годы для Армении, несомненно, станут периодом исторической неизбежности серьезнейших изменений: ведь он лучше всех знал, государство какого качества сформировал.

Следовательно, Кочарян понимал, что эти изменения могут создать непредсказуемую ситуацию и требовать системных жертв. И исходя из этого, гарантии избежать перспективы жертвы он видел в удержании власти по возможности дольше. Вот вам и основа внутривластного кризиса того периода, который достиг своего пика в 2008г., обусловленный уже политическими факторами возвращения Левона Тер-Петросяна.

Как Андраник Маргарян, так и Тигран Саргсян, своими назначениями были “обязаны” политическому кризису. Однако, если Маргарян остался, потому что кризис был преодолен, Тигран Саргсян остается, потому что кризис не преодолевается. А причина в том, что Маргарян сам был политической стороной, в отличие от Тиграна Саргсяна, и поэтому, в каком-то плане даже способствуя возникновению кризиса, он смог использовать его для усиления собственной роли, и, достигнув власти, уже был заинтересован в преодолении кризиса и перспективой наслаждения властью, т.к. если бы кризис продолжился, то Кочарян, несомненно, для его разрешения нашел бы другого партнера.

Тигран Саргсян не является политической стороной, он – всего лишь фигура, которую Серж Саргсян назначил, дабы ублажить все недовольные стороны нейтральным назначением. И пока еще в стране существует внутривластная кризисная атмосфера, Тигран Саргсян остается самым предпочтительным кандидатом для всех, как для Сержа Саргсяна, так и для недовольных президентом властных групп, а также для внешний силовых центров.

Причем, проблема не в персоне Тиграна Саргсяна, а в типе его политического статуса, в том смысле, что он фактически не является носителем интересов какой-либо властной группы, но и свою группу еще не сформировал.

В случае замены премьера с таким типом статуса уже нужно будет назначить кого-либо из существующих групп. А это будет означать недовольство других групп. И пока во власти сохраняется влиятельная многополюсность, для Сержа Саргсяна будет сложно удовлетворить какую-то группу назначением их премьера, и вызвать недовольство других.

Это не нужно ни ему, ни даже работающим с ним политическим центрам. В результате этого, несмотря на полную неудачу экономической политики, Тигран Саргсян продолжает непоколебимо премьерствовать, и на этом этапе формирования власти, кажется, получает намек на поддержку из Москвы, которая является, так сказать, его «традиционной» слабой стороной.

По всей видимости, Тигран Саргсян также очень хорошо представляет тонкости ситуации и гарантии своего премьерства, и, пожалуй, его политика по своей сути кажется более порождающей кризис, нежели направлена против кризиса.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск