Friday, 03 05 2024
Friday, 03 05 2024
Армянский правовой центр подал заявление о применении Закона Магнитского к более чем 40 азербайджанским чиновникам
МИД Армении поздравил польских коллег с Днем Конституции
Генеральный директор Ucom прочитал лекцию во Французском университете в Армении
В Индексе свободы прессы 2024 года Армения улучшила свои позиции, заняв 43-е место
В посольстве Франции исследователям, работавшим в Ереруйке, была вручена премия «Europе Nostra»
Майкл Карпентер на встрече с армянскими парламентариями подтвердил поддержку США территориальной целостности Армении
В транспортный парк Еревана поступят 171 новый автобус и 15 новых троллейбусов
Самвел Гукасян освобожден от должности главы административного района Кентрон города Еревана
Состоялась вторая репетиция представляющей Армению на конкурсе “Евровидение-2024” группы “Ладанива”
Состоялся телефонный разговор глав МИД Армении и Украины
Премьер-министру представлен отчет о деятельности Офиса интеллектуальной собственности за 2023 год
Восемь военнослужащих, пострадавших в ДТП на «Урале», выписаны из больниц
Авиакомпания FLYONE ARMENIA начала выполнение полетов по направлению Ереван- Ницца- Ереван
Лакшману Самаранаяке присвоено звание почетного доктора ЕГМУ
Член комитета Сената Франции по внешним отношениям, обороне и вооруженным силам Ронан ле Гле посетил Цицернакаберд
Уровень воды в озере Севан в апреле повысился на 11 см
12:35
Комиссия США по религиозной свободе призвала правительство выделить средства на защиту памятников культуры НК
Министр территориального управления и инфраструктур Армении принял посла Греции
В Вашингтоне состоялась встреча депутатов НС Армении с Фрэнком Паллоне и Джимом Костой
11:38
66 конгрессменов США призвали Конгресс выделить $200 миллионов беженцам из Арцаха и помочь Армении защититься
«Боруссия» с небольшим перевесом обыграла ПСЖ: Лига чемпионов
В Национальном собрании Армении продолжается работа очередного заседания
На участке сел Киранц-Хейремли проводится разминирование: полиция МВД Армении несет усиленную службу
Армения на всех платформах должна настаивать на повестке Гранады: о предстоящей в Алматы встрече Мирзоян-Байрамов
Армения должна обеспечить свою безопасность на основе легитимности: Никол Пашинян
Украина вышла из еще одного соглашения с СНГ
Обсуждены текущие программы военного сотрудничества РА-НАТО и возможности его расширения
Мирзоян провел рабочее совещание с сотрудниками посольства РА в Дохе
Айк Марутян собирается начать движение против пересмотра транспортного тарифа в августе
Айк Марутян основал новую партию: состоялся учредительный съезд

Россия не желает изменения ситуации в Нагорном Карабахе и в треугольнике Иран-Израиль-Азербайджан

Собеседник Первого Информационного – Сергей Маркедонов, российский политолог (Вашингтон, США).

— Американские СМИ пишут, что Азербайджан и Израиль уже пришли к согласию в вопросе совместных действий против Ирана. В опубликованной на днях статье журнал Foreign Policy пишет, что четверо высокопоставленных дипломатов и офицеров военной разведки утверждают, что Израиль получил возможность воспользоваться азербайджанским аэродромом, находящимся недалеко от северной границы Ирана. Господин Маркедонов, как, по-вашему, может ли израильско-азербайджанское военное сотрудничество привести к началу военных действий против Ирана?

— Военное сотрудничество между Азербайджаном и Израилем началось не сегодня и длится не первый год. В последние годы интерес Израиля к постсоветскому пространству заметно возрос также в связи с Ираном, т.к. Иран для еврейского государства является неприятным фактором. Израиль пытается наладить отношения с соседями Ирана. Однако я не думаю, что сценарий войны тут обязателен, так как слишком очевидно, что делаются попытки получить дополнительных сторонников.

Другим обстоятельством является то, что в связи с майскими событиями 2010г. охладели отношения между Израилем и Турцией, а до этого эти отношения были примерными для всего мира. Сейчас эту роль Турции, кажется, пытается играть Азербайджан. Так что, я не связывал бы израильско-азербайджанские отношения исключительно с намерениями начать военные действия против Ирана. Полагаю, это имеет более широкий контекст. Более того, вряд ли Израиль начнет войну против Ирана без согласования с Вашингтоном, т.к. в этом вопросе основным фактором является именно Вашингтон, а он вряд ли начнет военные действия до завершения президентских выборов.

— Премьера Турции Эрдогана также обеспокоила активизация израильско-азербайджанских военных отношений, и имеются сведения, что по этому вопросу он даже обратился в Вашингтон. Как Вы оцениваете, какие шаги предпримет Турция, чтобы препятствовать активизации Израиля в этом регионе?

— Не нужно забывать, что у Турции есть и другая, беспокоящая ее и не связанная с Израилем повестка дня, относящаяся к Вашингтону. Приближается 24-ое апреля, и в контексте выборов президента идет борьба и за голоса армянского электората США: вновь звучат обещания признать Геноцид Армян, известные сенаторы опять представили в Сенат новую резолюцию по Геноциду. Так что, полагаю, этот вопрос более важен для Турции, нежели какие-то действия Израиля, однако, естественно, в этом вопросе Турция также предпримет какие-то шаги в рамках своих ресурсов.

— Господин Маркедонов, уже длительное время Россия не может придти с Азербайджаном к согласию в вопросе Габалинской станции, тогда как с Израилем Азербайджан фактически очень легко пришел к согласию. Как, по-вашему, какими будут шаги России в данной ситуации, учитывая, что цель России в этом регионе – быть основным игроком, а российско-иранские отношения продвигаются в нормальном русле?

— Слухи о хороших российско-иранских отношениях, по-моему, слегка преувеличены. Да, отношения России с Ираном нормальные, однако, Россия также не хочет, чтобы Иран имел ядерное оружие: Россия в этом процессе является “добрым” наблюдателем, а США – “злым”, однако, их подходы одинаковы, оба не хотят, чтобы Иран стал ядерной сверхдержавой.

Просто Россия не хочет, чтобы ситуация вокруг Нагорного Карабах и в треугольнике Иран-Израиль-Азербайджан изменилась: в этом интерес России. То, что может изменить статус-кво, беспокоит Россию.

— По мнению экспертов, Азербайджан заинтересован в сотрудничестве с Израилем в вопросе Ирана, т.к. в этой ситуации сможет получить некие дивиденды в вопросе НК. Как может повлиять усиление напряженности в вопросе Ирана на Карабахский конфликт?

— Я уже отметил, что вероятность начала военных действий против Ирана считаю небольшой. В конце концов, израильско-азербайджанское военное сотрудничество имеет несколько ограничений. Например, Азербайджан поддерживает создание независимой государственности Палестины. Полноценному сотрудничеству с Израилем препятствуют также внутренние проблемы Азербайджана: не нужно забывать, что он является страной исламского мира.

Если вдруг против Ирана начнутся военные действия, не исключаю, что кто-то попытается использовать ситуацию для удовлетворения собственных интересов в вопросе Нагорного Карабаха: например, Азербайджан обострит ситуацию и пойдет на силовые шаги. И именно поэтому я полагаю, что все заинтересованы в том, чтобы ситуация вокруг Ирана не перешла “красную черту”.

Кроме этого, в случае военных действий пострадают многие, в том числе, Запад, т.к. возрастут цены на нефть. Для России это будет кратковременной победой, т.к., если ликвидируется статус-кво, все нужно будет начинать заново. Для Китая это также не выгодно, т.к. это приведет к дополнительному экономическому кризису на Западе, а китайская экономика также существенно зависит от западного потребителя.

— В таком случае как понять чрезмерную активность Израиля на Южном Кавказе?

— Израиль боится нескольких вещей: он боится ситуации, царящей в арабских странах, боится неопределенности вокруг иранской ядерной программы, а также роли Ирана в качестве лидера исламского мира.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск