Sunday, 05 05 2024
Sunday, 05 05 2024
«Грузинская мечта» попала в расставленную ею же ловушку
Грузия делает разворот: процесс начался давно, сейчас он форматируется
Признание карты 91-ого года — большой плюс, но Баку не уступит оккупированные территории
В республике продолжатся осадки, ожидаютсяи грозы
Индия модернизировала поставляемые в Армению артиллерийские системы
Тяжелоатлета Самвела Гаспаряна прооперировали
Эксклюзивное интервью секретаря Межведомственной комиссии по делам пленных, заложников и пропавших без вести
Легенде армянского джаза Левону Малхасяну – 80. Юбилейные мероприятия начались в Гюмри
Авиакомпания Eurowings начала осуществлять рейсы Берлин-Ереван-Берлин
В результате ливня на ряде улиц Еревана произошли обрушения, затоплены здания
В Гюмри сгорел дом: обнаружены тела детей 5-и и 3-х лет
МО опровергает слухи о том, что Азербайджан обстрелял позиции ВС РА на Тавушском направлении
Известен первый финалист Лиги чемпионов УЕФА по футзалу
Депутаты НС Армении обсудили с “Freedom House” инструментарий для противостояния гибридным атакам на демократию
Главы МИД Армении и Мальты обсудили вопросы о деятельности ОБСЕ и председательстве Мальты в Организации
Под председательством премьер-министра обсуждены проблемы водного сектора и шаги по их решению
В Карвачарском районе произошло ДТП с участием азербайджанских военнослужащих
Армен Даниелян избран судьей-членом Высшего судебного совета
11:19
Москва не ставит под сомнение суверенное право Армении самостоятельно определять свой внешнеполитический курс: Захарова
В Ереване состоялась официальная церемония открытия полуфинала Лиги чемпионов УЕФА по футзалу
Литва предлагает Еревану и Баку применить свой опыт в разблокировке коммуникаций
МИД Армении поздравил представителей СМИ по случаю Всемирного дня свободы прессы
Министр экономики Армении принял посла Великобритании
Армянский правовой центр подал заявление о применении Закона Магнитского к более чем 40 азербайджанским чиновникам
МИД Армении поздравил польских коллег с Днем Конституции
Генеральный директор Ucom прочитал лекцию во Французском университете в Армении
В Индексе свободы прессы 2024 года Армения улучшила свои позиции, заняв 43-е место
В посольстве Франции исследователям, работавшим в Ереруйке, была вручена премия «Europе Nostra»
Майкл Карпентер на встрече с армянскими парламентариями подтвердил поддержку США территориальной целостности Армении
В транспортный парк Еревана поступят 171 новый автобус и 15 новых троллейбусов

Формируется новая интеллигенция: заполнился вакуум, образовавшийся еще в годы первого президента

Собеседник Первого Информационного – доктор политологии университета Сорбонны Айк Мартиросян, проживающий в США (Нью-Йорк).

— Господин Мартиросян, завершился год выборов, подорожания стали реальностью, а где те политические силы, которые просили вотум доверия для осуществления преобразований? Это ли должно было произойти по завершении выборов?

— В Армении – да.

— Сегодня лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян предлагает всем политическим силам и движениям собраться за круглым столом и разработать политическую повестку дня. Некоторые считают, что пока не время. Как, по-вашему, когда наступят времена политического согласия, может быть в следующий избирательный период, т.к., по сути, политические силы, общество мобилизуются перед выборами? Достаточен ли политический потенциал Армении для инициации шагов по сплочению в настоящее время?

— В Армении все политические мобилизации до сего дня были бесплодны. В таких условиях эффективные мобилизации бывают только неожиданными и в неожиданных для всех условиях. Предложение Ованнисяна для оппозиции важно, однако, оно обречено на отказ. Что касается потенциала оппозиции, то в Армении заметны всходы новой оппозиции. Это оппозиция народного движения, которая, кажется, даже не торопится облечься в партию. Остальное покажет время.

— Господин Мартиросян, как, по-вашему, может ли Армения в условиях такой разрастающейся эмиграции ждать еще несколько лет?

— Эмиграцию я чувствую не в Армении, а по такому невероятному для эмигрирующих армян адресу, как Нью Йорк. В этом мегаполисе, видевшем очень мало армян, я все чаще слышу восточно-армянскую речь. Для опустошающейся страны не то что год, даже дни являются жизненно важными и решающими.

Так страна существовать не может, и я не первый, который говорит об этом, и не делаю этим открытия. Однако даже эти слова уже звучали столько, что обесценились. Армения днем раньше должна понять, что переживает исторический момент, и воевать в условиях внутренних кровотечений очень трудно.

— Сегодня в Армении политические силы сосредоточились на шагах, предполагаемых на внешнем направлении, и на этом пути противостоят пророссийские и прозападные силы. Реальные ли эти силы, или фальшивые?

— В Армении сил вообще нет. Есть группировки, которые величают себя партиями. Некоторые из них — фальшивые, некоторые – реальные. Во всех случаях для страны очень опасны радикалы обоих лагерей. Равновесие – единственно правильный вариант.

В плане военного сотрудничества у Армении нет альтернативы России. В политическом и экономическом плане выбор, несомненно, больший. Нужно уберечься от экстремистских подходов. Они оставят нас без старых и, конечно, без новых союзников.

— Путем к новому союзнику является также парафируемое Ассоциативное соглашение с ЕС, вокруг чего сегодня сконцентрированы усилия всех политических сил. Если соглашение будет подписано, то должна ли РФ почувствовать себя проигравшей, а ЕС – победившей?

— Прежде всего, еще неизвестно, подпишет ли Армения это соглашение. Это вопрос, ответ на который у нас будет в тот момент, когда этого пожелает Баграмяна, 26. Что касается победивших и проигравших, то при рассмотрении вопроса в политическом поле брани мы уж точно не окажемся в ряду победителей. Россия, почувствовавшая себя побежденной, обязательно захочет, чтобы Армения поделила с ней эту горечь.

Проблему нужно рассматривать не в качестве шага против России, но в контексте стремлений Армении в Европу. Сохранение равновесия между двумя крупными силами является частью нашей тысячелетней политической культуры. Армения находится в зоне российского влияния, однако она не находится вне европейской орбиты.

— Вы утверждаете, что Армения была в зоне российского влияния, что предполагает также доверие, сближение народов. Однако в случае Грачья Арутюняна, которого в РФ обвиняют в серьезной дорожной аварии и которого привезли в зал суда в женском халате, общественность выразила глубокое недовольство. Почему в обществе накопилось такое недовольство? Что нужно сделать, чтобы переосмыслить армяно-российские отношения?

— После подорожания газа, продажи нашему противнику ракет типа С-300 и «Смерч», и вообще, после установления безусловного контроля над основными узлами армянской экономики, естественно, что в армянском обществе накопилось недовольство старшим союзником.

Отношение к Грачья Арутюняну ударило по национальному достоинству армян даже в России, которые усердно превращались в русских. Это неабстрактный случай, воплощающий в себе не только оскорбление в адрес страны, но и презрительное отношение к ее гражданам. Этому способствовал также фашистский репортаж хилой журналистки, которая этим подтвердила подозрения наших соотечественников и подлила масла в огонь. Имеет место вассальное положение, но это другая тема.

— Господин Мартиросян, полагаю, Вы знаете, что Министерство диаспоры летом осуществляет программу «Приди домой». Это можно считать самой удачной программой министерства, на что тратится весь потенциал и ресурсы, чтобы молодежь диаспоры знала свою родину. На самом деле, как должно министерство использовать потенциал диаспоры в жизни Армении, как стать мостом между диаспорой и Арменией, что до сих пор еще не удается сделать?

— Программа «Приди домой» является копией израильской Birthright. Это программа, осужденная на успех, и ее внедрение нужно приветствовать. А проблемы, стоящие перед Министерством диаспоры в стране с такой системой управления, как в Армении, требуют большего внимания, нежели уровень министерства. Связь с диаспорой и т.д. являются пустыми темами по сравнению с несчастьями армян, оставшихся в Сирии.

То, что должно было делать государство, не делается. Это непростительное, непозволительное упущение, что является прекрасным свидетельством бездарности официального Еревана.

Здесь, однако, полномочий министерства слишком мало. Необходим соответствующий подход, и тут-то появляется повод позавидовать воле и активности израильтян. Однако это тоже другая тема, к которой стоит обратиться отдельно.

— Господин Мартиросян, я уверена, Вы следили за борьбой, развернувшейся в Армении против подорожания проезда на городском транспорте, в результате чего мэр Тарон Маргарян направил послание, заявив, что временно приостанавливает решение о подорожании, хотя альтернативы подорожанию у нас нет. Что произошло, власть проиграла?

— Еще до этого мэр заявлял, что ни при каких обстоятельствах стоимость проезда не подорожает. Власти проигрывают или побеждают не расценками на транспортные услуги, и общество не этими 50 драмами празднует победу над системой. Это был лишь шаг на пути к цивилизованному обществу, и шаг этот обществом был сделан.

Я считаю более важным внедрение новых моделей, новых механизмов протеста. Своими шагами, своей гражданской позицией юморист Айко и другие из работников сферы шоу-бизнеса превратились в интеллигентов. Этим заполнился тот вакуум, который образовался еще в годы правления первого президента, когда большая группа известных, заслуженных интеллигентов молчаливым подхалимажем дискредитировала себя и потеряла авторитет.

Некоторые пошли еще дальше и в то время, и при последовавших двух президентах, выражая свое раболепие в публичных выступлениях. Эта невероятная группа неожиданно представила себя более достойной уважения, нежели до этого ряд более авторитетных деятелей.

Это беспрецедентное, весьма важное и символичное событие, для оценки истинной значимости которого обществу еще потребуется время.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск