Wednesday, 08 05 2024
Wednesday, 08 05 2024
ОДКБ хотела прийти в Армению не в качестве союзника, а в качестве миротворца: Никол Пашинян
В прошлом году ВВП на душу населения в Армении превысил $8 000
В первом квартале этого года в Армении зарегистрирован двузначный рост показателя экономической активности
Мгер Григорян и Ивана Живкович обсудили программы, реализуемые ПРООН в Армении
Ален Симонян и Ивана Живкович обсудили процесс нормализации армяно- азербайджанских отношений
Частичка Вечного огня, горящего у Могилы Неизвестного солдата в Москве, была донесена и в Гюмри
На одном из ближайших заседаний правительство примет жилищную программу для вынужденных переселенцев из НК
Пашинян и Путин обсудят вопросы двусторонней и многосторонней повестки
12:54
В Москве проходит пятая инаугурация президента России Владимира Путина
На встрече министров ИД Армении и Азербайджана будет обсужден и вопрос включения Алматинской декларации в мирный договор
Управление, сокращение и устранение вражды с Турцией и Азербайджаном: премьер-министр представил свое видение
«Мы рядом»: новая программа поддержки IDBank для вынужденных переселенцев из Арцаха
Военно-Грузинская дорога временно закрыта для всех видов транспортных средств
В Лиге чемпионов УЕФА стартуют ответные матчи полуфинала
Сближение отношений РА-ЕС носит более институциональный характер: мнение аналитика
Президент Республики Армения с рабочим визитом посетит штат Калифорния
Премьер-министр Армении и президент РФ проведут двустороннюю встречу 8 мая: представитель Кремля
На армяно-азербайджанской границе установлено 40 пограничных столбов
Глава МИД Армении выразил осторожный оптимизм относительно предстоящих армяно-азербайджанских переговоров в Алматы
Мирзоян выразил уверенность в дальнейшем развитии повестки Армения-ЕС в период председательства Венгрии
Армения рассматривает возможность поставок возобновляемой энергии в страны- члены ЕС
Мы готовимся начать диалог о либерализации визового режима между Арменией и ЕС: министр иностранных дел Венгрии
Арарат Мирзоян подтвердил приверженность Армении усилиям по достижению мира на Южном Кавказе
Армения и Венгрия достигли соглашения об открытии в своих странах посольств обеих стран
На потребительском рынке Армении в апреле был зафиксирован рост цен на 0,6%
Армения и Венгрия подписали соглашение об экономическом сотрудничестве и программу сотрудничества МИД РА с МИД Венгрии
На территории Армении ожидаются осадки
Я думаю, что участие было бы правильным: председатель НС Армении об участии премьер-министра в заседании ЕАЭС
Встреча министров иностранных дел Армении и Венгрии в Будапеште продолжилась в расширенном формате
Никол Пашинян не примет участия в церемонии инаугурации Владимира Путина

Не забывать один важный фактор

Движение против пенсионной реформы в Армении создало довольно активный общественно-политический фон, относительно которого уже звучат различные прогнозы и комментарии. Естественно, в этих процессах излишне даже говорить о содержательном обсуждении того, что собой представляет реформа, которая не устраивает общественность, какую реформу хотели бы видеть граждане Армении, и вообще, какие требования по поводу этого к правительству, если не принимает действующую модель. Однако и здесь ситуация объективна.

Дело в том, что сами власти Армении не вызывают у общественности никакого интереса для предметного обсуждения вопроса. Для возникновения такой заинтересованности общественность должна иметь внутреннее ощущение, уверенность, доверие, в том, что это правительство представляет их, представляет государство, правительство, которое сама общественность наняла для управления страной. У общественности нет такой уверенности, общественность считает правительство чужим, во всех смыслах. Следовательно, не возникает желания предметно обсуждать вопрос, так как общественность уверена, что правительство будет использовать это обсуждение не с целью поиска эффективного исхода, а для того, чтоб выиграть время и разными способами рассеять протест.

Наконец, власть заявляет, что это модель пенсионной реформы была заложена десять лет назад и долго обсуждалась, разрабатывалась и так далее. А с кем? Знала ли общественность, что в Армении разрабатывается или обсуждается подобная модель? Политические силы, конечно же, знали. И, конечно, они могли с самого начала предупредить общественность. Однако, по каким-то причинам, они промолчали, а некоторые из них в 2010-ом году, в составе правительственной коалиции, проголосовали в пользу реформы. Правительство могло инициировать широкое общественное обсуждение, чтоб реформа имела общественную опору. Правительство в этом вопросе проявило нулевую заинтересованность. Сегодня формально объявляют, что обсуждали. На самом деле ничего не обсуждалось, реформу провели методом традиционных сделок. Сегодня, интересы участников этой сделки движутся в разных направлениях, и они вышли друг против друга.

К обществу это не имеет никакого отношения, поскольку не соприкасается с содержанием реформы. Однако, и общественность тоже не видит того субъекта, с кем могла бы обсудить содержание этой реформы, или представить различные варианты. В итоге, общественность выражает свою позицию против этого, что и здорово. Есть правительство, которое обязано предлагать решения. Если вариант решения проблемы граждан не устраивает, они отвергают этот вариант возможными протестами. По сути, граждане, не обязаны предлагать правительству какую-то альтернативу. В лучшем случае это может быть жестом доброй воли, однако в том случае, когда гражданин уверен, что это его правительство. Если такой уверенности нет, то нет необходимости в проявлении жеста доброй воли. Пусть правительство предлагает гражданам новые варианты, до тех пор, пока не найдется удобный и приемлемый вариант для большинства. Если правительство не предлагает новых вариантов, то либо граждане вынуждены смириться с существующими вариантами, либо они отстраняют правительство, либо правительство вынуждает граждан принять имеющийся вариант.

Следовательно, Армению ожидает одна из этих трех развязок , и это совершенно ясно. Которое из этих трех является самым вероятным развитием в Армении? Говорить о возможном в Армении – очень неблагодарное дело, так как ситуация не подчиняется каким-либо правилам, отсутствует предсказуемая политическая система. Политические силы, которые предлагают гражданам сотрудничать, не меньше сотрудничают также и с властями, совершенно не работает судебная система, Конституция – всего лишь на бумаге, на которую только ссылаются, и которая действует исключительно в логике ограничения граждан.

В этих условиях, конечно же, вероятнее всего сломается общественное движение, при совмещении манипуляций и силы. Однако, с другой стороны, есть и другая реальность. Людям просто больше некуда затягивать ремень, следовательно, и в этом плане существует фактор безысходности, нашла коса на камень. Если это действительно произойдет, то непредсказуемым может быть также кажущийся предсказуемым общественный резонанс. Однако, с этой точки зрения, есть еще одно важное обстоятельство, а именно – сильное или растущее российское влияние на Армению. Любое волнение в Армении Россия будет рассматривать исключительно с точки зрения своих интересов, и будет пытаться применить свое возможное вмешательство, чтобы предотвратить нежелательные для себя тенденции. А инструментов и рычагов вмешательства у России немало. И было бы огромной ошибкой не учитывать этот фактор.

Вопрос не в лояльности или антироссийской позиции. Вопрос всего лишь в осознании, учете и расчете всех факторов и обстоятельств, при разработке дальнейших сценариев развития событий. Это вопрос осознания глубинного характера собственных требований и возникших вследствие этого проблем, без чего граждане не могут рассчитывать на успех.

Фото — PanARMENIAN Photo

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск