Tuesday, 30 04 2024
Tuesday, 30 04 2024
В Ереване будет создан Всемирный торговый центр: подписано трехстороннее соглашение
Президент Армении коснулся политики диверсификации внешней политики Армении
Ревальвация армянского драма обусловлено превосходством предложения над спросом
Министр труда и социальных вопросов Армении встретился с министром связи и информационных технологий Саудовской Аравии
Действия властей Армении направлены на установление стабильного мира в регионе: президент
16:23
Генеральный секретарь Совета Европы приветствовала начало процесса делимитации между Арменией и Азербайджаном
О телепередаче Соловьева можно забыть, скоро вместо нее будет другой контент: глава Комиссии по телевидению и радио
Общественная телекомпания снимет сериал совместно с аргентинскими партнерами
Премьер-министр Армении принял генерального директора Европейской комиссии по вопросам расширения и политике соседства
Любая иностранная передача получит жесткий ответ, если будет ставить под сомнение суверенитет Армении: Акопян
14:48
Для Азербайджана нет пути назад в ПАСЕ: глава делегации Германии в ПАСЕ
Армению посетят вице-председатель и члены Ассоциации «Europe Nostra»
Центральный банк Армении снизил ставку рефинансирования на 0,25 процентных пункта
Фильм Армине Анды «Песня летящих листьев» удостоился награды Бейрутского кинофестиваля
В рейтинговом турнире олимпийских игр Армению представят 7 борцов
13:13
В результате ракетного обстрела в Одессе погибли 5 человек: в области объявлен траур
Парламент отклонил проект заявления оппозиции о демаркации границы между Арменией и Азербайджаном
В Лиге чемпионов УЕФА стартуют полуфиналы
Международный день джаза в Ереване отметят праздничными концертами
ЕС готов предоставить средства, чтобы Армения смогла развить свою систему безопасности: мнение политолога
Президент Армении принял министра территориального управления и инфраструктуры
Вице-премьер Мгер Григорян принял исполнительного директора группы стран ВB, в которую входит Армения
В Национальном собрании Армении началось очередное заседание
В правительстве состоялась встреча с жителями населенного пункта Киранц
На границе Армении и Азербайджана установлено 35 столбов: выполнено более половины запланированных работ
«Грузинская мечта» говорит о демократии, но не замечает собственного народа
Текущий процесс связан не с изменением территории, а с воспроизведением госграницы: министерство юстиции
Генеральный директор Европейской комиссии по вопросам соседства и переговоров по расширению посетит Армению
18:17
79 объектов недвижимости, 42 транспортных средства, акции: что требует прокуратура конфисковать у Гагика Царукяна?
Астана не является посредником в предстоящих в Алматы переговорах между Ереваном и Баку

Что скажут армянские власти президенту Ирана?

Собеседник Первого Информационного – председатель партии «Республика» Арам Саргсян.

— Г-н Саргсян, сегодня проводится множество сравнений между украинскими событиями и действиями в Армении, после президентских выборов 2008 года. Лидеры украинской оппозиции боролись со своим народом до конца, и на данном этапе, достигли успеха. Почему армянская оппозиция, и Вы в их рядах, не выстояли вместе с народом до конца? Тем более, что в то время наша оппозиция была не менее сильна и пользовалась широкой поддержкой населения.

— В случае с украинской борьбой задача была идеологической, Украина свое развитие видит в европейском направлении. В случае с Арменией, и в 2008-ом году, и, к сожалению сегодня, все не так. В Армении борьба была не идеологической. «Плохого» Роберта Кочаряна должен был сменить «хороший» Левон Тер-Петросян. Этот принцип замены одного человека другим не может быть долгосрочной идеей. Конечно, в 2008-ом году борьба людей основывалась на принципах демократии, они хотели видеть их избранного президента, независимо от того обстоятельства, в каком он видел направлении развитие РА. И ради этого погибли люди. Однако, в Украине не было введено чрезвычайного положения, украинская армия отказалась участвовать в подобных действиях. И потом, в Украине не было положения ни мира, ни войны. А оппозиция Армении не могла выкинуть из головы нерешенную проблему Нагорного Карабаха, там мы пожертвовали шестью тысячами жизней. Здесь идущий на какие-то действия деятель чувствовал за спиной дыхание погибших там родных. По крайней мере, у меня было такое восприятие.

— Украинский народ и оппозиция боролись против отказа Виктора Януковича подписывать соглашение об ассоциации с ЕС, и они достигли цели. Почему так не поступил наш народ и оппозиция после 3-го сентября, когда Серж Саргсян заявил о присоединении к Таможенному Союзу.

— Для украинского народа быть с Россией, не сопротивляться российскому давлению значит потерять собственную идентичность и достоинство, собственную государственность и независимость. Для армянского народа это не так, армяне видят угрозу независимости не от РФ, и даже наоборот – армянские правители и серьезные представители оппозиционной части в своих выступлениях пытаются обосновать, что армянская идентичность сохранилась только благодаря российскому влиянию. И пока мы не решили вопросы НКР и армяно-турецкой границы, у нас будет такая проблема. Следует подумать, кому не выгодно решение этих вопросов, кому нужно постоянное запугивание уничтожением, чтобы навсегда обеспечить свое присутствие в регионе.

— А какое влияние на Армению и остальные постсоветские страны могут оказать события и изменения в Украине?

— Прежде всего, украинские события могут оказать серьезное влияние на Россию, поскольку там есть непосредственно российские интересы. А украинские события слова вызывают зависть, и они заразны в хорошем смысле слова. Рано или поздно на постсоветской территории станут формироваться такие очаги. Украина выдвинулась вперед, и выиграет от этого. Однако, угрозы пока есть, потому что, кто хочет получить независимость от России, тот должен платить. Россия говорит: Молдова, хочешь независимости – отдай Приднестровье; Грузия, хочешь независимости – отдай Абхазию и Осетию; Украина, хочешь независимости – отдай Крым. В случае Армении не знаю, хотят ли Карабах, но есть что-то, чем запугивают армянские власти. А здесь все время говорят об объединении. По-моему, это объединение должно состояться не на фоне отставки правительства, или вокруг газовых или пенсионных проблем, хотя и они очень важны. Это процесс общественных организаций, и они молодцы, очень серьезно ведут его, и очень правильно делают, что не позволяют политизировать его. Все это вместе и в целом должно стать основой для политических процессов. Однако, для меня первоочередной задачей является то, в чем именно мы видим развитие Армении. В направлении Россия-Путин, Беларусь-Лукашенко, Казахстан-Назарбаев, или к Европе, США? Которая из моделей ближе нашему сердцу? Где мы хотим давать образование нашим детям, где хотим лечиться, чью социально-экономическую модель и культурные ценности хотим перенять? Вот вокруг таких вопросов и должно быть сплочение.

— Г-н Саргсян, какое региональное развитие событий можно ожидать в будущем? Ведь Америка, Европа стали развивать отношения с Ираном, который довольно-таки серьезный игрок в регионе. Запад развивает с этой страной энергетические проекты. Как это может повлиять на Армению?

— Как только были смягчены санкции с этой страны, мы, как дружественная страна, должны были первыми пойти и предложить свою поддержку в дальнейшем развитии. Серж Саргсян должен был нанести визит в Иран. Но армянские власти так не поступили, вместо того туда поехали турецкие власти и подписали документ о создании верховной комиссии по развитию отношений. Этот документ должен был быть подписан с Арменией, и Иран хотел этого. К счастью, в Армению приезжает президент Ирана. И я снова призываю власти Армении, даже требую, чтобы позиции в этом направлении были уточнены, чтобы вели себя как руководители Армении, а не как посредники России. Пусть покажут, что движутся согласно интересам своей страны, а не России. Ясно, что иранские энергоносители должны проходить по территории Армении и дальше в Европу. Самая удобная траектория для Ирана это Армения. Армения-Грузия-Черное море, а дальше Болгария и Европа. Руководство Армении не имеет права выбыть из этого проекта. Это станет государственной изменой, и обслуживанием интересов «Газпрома».

— У нас есть построенный в последние годы газопровод Иран-Армения, который стал собственностью того же «Газпрома». Какие есть гарантии, что в случае создания газопровода Иран-Европа Россия не попытается завладеть и этой магистралью на территории Армении?

— Именно поэтому я говорю, что такого нельзя допустить. Изменой стало даже то, что газопровод Иран-Армения был построен с малым диаметром, что потом он был сдан Газпрому. Эти изменники ответят народу за все это, их ожидает судьба Януковича. А Ирану выгодно строить магистраль на территории Армении, поскольку он в постоянной конкуренции с Турцией. У Азербайджана есть газ, но у него сложные отношения с Ираном из-за статуса Каспийского моря. Через Ирак и Сирию газ невозможно транспортировать, поскольку ситуация в этих странах будет нестабильной еще минимум 10-15 лет. И именно по этим причинам, несмотря на то, что армянский президент не поехал в Иран, иранский президент приезжает в Армению.

— В Армении, да и во всем регионе Запад и Россия либо в постоянной конкуренции, либо в противостоянии. Однако, в случае с Арменией, Запад не столь серьезно конкурирует с Россией, как например, за Грузию или Украину. Возможно ли, что газопровод Иран-Европа станет той причиной, по которой Запад более серьезно заявит о своих интересах здесь? Ведь этот газопровод проектируется для снижения зависимости Европы от России.

— Запад и Россия находятся в разных весовых категориях. И как только Россия втягивается в конкуренцию, она проигрывает. Даже огромное советское пространство проиграло. Запад находится в том регионе, в котором люди желают менять расклады. Но если не желает, то ни и провоцирует. Если поднимется народ и в Армении, то они и здесь помогут. Примером на практике могут служить народные волнения 1988-89гг. Кому тогда помогал Запад, против кого была направленна резолюция 907, касательно карабахской войны? Если в том вопросе оппозиция в геополитическом смысле видит российский след, и одновременно хочет получить западную поддержку, то это не серьезно. А в конкурентном смысле я бы хотел, чтобы общество посмотрело на пример Северной и Южной Кореи. Грубо говоря, одну Корею можно считать российским форпостом, другую – западным. Какими темпами развивается Южная Корея, как развивается, как конкурирует. И в каком состоянии находится Северная Корея, и какой является угрозой всему миру. И пока Армения не приняла на себя самостоятельное решение проблем с соседями, эта ситуация в нашей стране будет продолжаться. В регионе будет спокойно только тогда, когда Карабах и Азербайджан , Армения и Турция выяснят друг с другом отношения- без вмешательства третьих сторон. И Карабах должен понять, что за свою независимость должен пойти на какие-то уступки Азербайджану, а Азербайджан должен понять, что ради мира, ради принятия своей страны в международном сообществе должен пойти на уступки властям НКР. Турция должна понять, что следует пойти на уступки Армении, принять историческую реальность, но и Армения должна понять и немного уступить, ведь, в конце концов, мы соседи навсегда. Эта взаимоприемлемая дорога приведет к открытости региона. И если будет открыта армяно-турецкая граница, будет решен карабахский вопрос, больше некому будет нас уничтожать, и не будет смысла расположения в нашей стране на 49 лет российской военной базы. Мы можем строить замечательные отношения с демократической Россией, но не с империалистической.

— Близится 100-летие Геноцида, какое это может оказать влияние на события в регионе?

— Последнее время во время визитов в Турцию многие европейские руководители требуют от турецких властей признания собственных исторических событий. Еще в 1996-ом году были разговоры, и на одном из них я присутствовал, о том, что турецкие власти, в лице тогдашнего президента Демиреля, признавались, что в преддверии 100-летия Геноцида Турция уже признает его, они склонны к признанию, однако этому мешают националисты. Об этом говорил первый президент во время одного из митингов, а второй президент вообще не выражал мнений на этот счет. Международное общество перед лицом России поставило задачу создания альтернативных энергетических проектов, и в этом смысле они склонны решить эту задачу. И если прежде США и Европа представляли решение армяно-турецкого вопроса без Азербайджана, то в течение времени поняли, что это не так. Премьер-министр Турции заявил, что в случае возвращения 5-и территорий его страна откроет границу, а Азербайджан молчит. Но, если вы не забыли, во время правления Р. Кочаряна обсуждалось – быть 15 км Лачину, или нет, обсуждали вопрос обмена Лачина на Мегри. И в результате этих процессов Азербайджан не говорит, что ему нужен весь Карабах, а обсуждает только какие-то части. А снятие санкций с Ирана связано с выводом войск США из Афганистана, и сирийской ситуацией. И до 2015-го года в данном регионе могут случиться такие молниеносные изменения, что сегодня трудно и представить.

— То есть, проект газопровода Иран-Европа может привести к региональным изменениям?

— Да, это пакетный проект. И один основной элемент этого пакета это газопровод Иран-Армения. Он не только обеспечит Европу альтернативным газом, но и будет построен европейскими и американскими деньгами. Если ударят по нему, то ударят не по Армении, а по американскому газопроводу, и именно этот фактор является сдерживающим. К этому проекту может присоединиться так же и азербайджанский, и туркменский газ, которые еще включены в старый проект «Набукко». И этот проект может решить вопрос экономической взаимосвязи, что будет способствовать миру. Однако, для решения таких глобальных вопросов руководители государства должны решить региональные политические проблемы.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск