Tuesday, 07 05 2024
Tuesday, 07 05 2024
ОДКБ хотела прийти в Армению не в качестве союзника, а в качестве миротворца: Никол Пашинян
В прошлом году ВВП на душу населения в Армении превысил $8 000
В первом квартале этого года в Армении зарегистрирован двузначный рост показателя экономической активности
Мгер Григорян и Ивана Живкович обсудили программы, реализуемые ПРООН в Армении
Ален Симонян и Ивана Живкович обсудили процесс нормализации армяно- азербайджанских отношений
Частичка Вечного огня, горящего у Могилы Неизвестного солдата в Москве, была донесена и в Гюмри
На одном из ближайших заседаний правительство примет жилищную программу для вынужденных переселенцев из НК
Пашинян и Путин обсудят вопросы двусторонней и многосторонней повестки
12:54
В Москве проходит пятая инаугурация президента России Владимира Путина
На встрече министров ИД Армении и Азербайджана будет обсужден и вопрос включения Алматинской декларации в мирный договор
Управление, сокращение и устранение вражды с Турцией и Азербайджаном: премьер-министр представил свое видение
«Мы рядом»: новая программа поддержки IDBank для вынужденных переселенцев из Арцаха
Военно-Грузинская дорога временно закрыта для всех видов транспортных средств
В Лиге чемпионов УЕФА стартуют ответные матчи полуфинала
Сближение отношений РА-ЕС носит более институциональный характер: мнение аналитика
Президент Республики Армения с рабочим визитом посетит штат Калифорния
Премьер-министр Армении и президент РФ проведут двустороннюю встречу 8 мая: представитель Кремля
На армяно-азербайджанской границе установлено 40 пограничных столбов
Глава МИД Армении выразил осторожный оптимизм относительно предстоящих армяно-азербайджанских переговоров в Алматы
Мирзоян выразил уверенность в дальнейшем развитии повестки Армения-ЕС в период председательства Венгрии
Армения рассматривает возможность поставок возобновляемой энергии в страны- члены ЕС
Мы готовимся начать диалог о либерализации визового режима между Арменией и ЕС: министр иностранных дел Венгрии
Арарат Мирзоян подтвердил приверженность Армении усилиям по достижению мира на Южном Кавказе
Армения и Венгрия достигли соглашения об открытии в своих странах посольств обеих стран
На потребительском рынке Армении в апреле был зафиксирован рост цен на 0,6%
Армения и Венгрия подписали соглашение об экономическом сотрудничестве и программу сотрудничества МИД РА с МИД Венгрии
На территории Армении ожидаются осадки
Я думаю, что участие было бы правильным: председатель НС Армении об участии премьер-министра в заседании ЕАЭС
Встреча министров иностранных дел Армении и Венгрии в Будапеште продолжилась в расширенном формате
Никол Пашинян не примет участия в церемонии инаугурации Владимира Путина

Россия по Карабаху формально не берет на себя никаких обязательств: Павел Фельгенгауэр

Собеседник Первого Информационного – авторитетный российский военный аналитик Павел Фельгенгауэр.

— Господин Фельгенгауэр, за последнюю неделю существенно обострилась ситуация на карабахско-азербайджанской линии соприкосновения и армяно-азербайджанской границе. Провокационные действия Баку привели к смерти и армянских, и азербайджанских военнослужащих, и в настоящее время ситуация напряжена с двух сторон. По Вашим впечатлениям, видите ли Вы возможность возобновления широкомасштабных военных действий?

— В будущем принципиально возможно обострение, вплоть до широкомасштабных военных действий. Но нельзя сказать, что обязательно так произойдет. Возможно, эта напряженность закончится простой перестрелкой. Фактически, сегодня обе стороны продолжают действия, и по большому счету, войны не боится ни Армения, ни Азербайджан. Об этом говорят официальные лица обеих стран. Когда вооруженные люди противостоят, и не боятся военных действий, то война рано, или поздно, обязательно начнется. На границе нет нейтральных зон, нет международных наблюдателей, поэтому решить, кто там конкретно проявляет инициативу, принципиально невозможно. В нынешней ситуации, возможно, азербайджанская сторона большей частью является инициатором, поскольку для Армении нынешняя ситуация более, или менее приемлема, сегодня статус-кво в какой-то мере устраивает Армению. Хотя, да, она хочет, чтобы блокада со стороны Турции закончилась, но блокаду со стороны Турции невозможно устранить, без решения вопросов с Азербайджаном, поэтому в этом случае можно уверенно предположить, что вызов исходит со стороны Азербайджана, хотя Армения тоже не боится войны.

В течение последних лет Азербайджан активно вооружался, в результате чего они думают, что у них есть военный потенциал, чтобы отодвинуть Армению со своих нынешних позиций. Все это в какой-то мере связано также и с событиями в Украине, поскольку Россия занята противостоянием в Донбассе, и все миротворческие силы направлены в Украину, что остается для Южного Кавказа? Но снова повторяю, что я не уверен, что в Баку было принято целенаправленное решение начать провокации, затем, в результате этих провокаций обострение ситуации, потом широкомасштабное нападение, чтобы освободить те территории, которые они считают своими.

Трудно точно что-либо прогнозировать, потому что ситуация опасная, обе стороны не боятся войны. Это может привести к двустороннему обострению, даже к военным действиям, если даже стороны не очень хотят войны, но и не боятся.

— В Армении, также и в Азербайджане, ряд экспертов утверждают, что напряжение такого масштаба не могло быть не согласовано с Москвой. Более того, в этой стадии Азербайджан получил карт-бланш со стороны России. Согласно этим распространенным утверждениям, Россия, получив бесплатно Армению, работает в направлении получения Азербайджана, за который, согласно требованиям Азербайджана, готова даже заплатить цену за счет Армении, за счет освобожденных Арменией территорий. Согласно мнениям, Россия этим также посылает мессидж Западу со следующим содержанием: Запад, так или иначе, должен использовать российские энергоносители, поскольку те энергоносители, посредством которых Запад предусматривает снизить зависимость от российского газа, могут оказаться под ударом по желанию России. Что Вы думаете об этом?

— Я немного сомневаюсь в этом вопросе, поскольку не считаю, что в этой стадии России выгодна дестабилизация на Южном Кавказе. Также я сомневаюсь в том, что Азербайджан хочет присоединиться к Евразийскому экономическому союзу, поэтому я считаю, что подобные мнения немного преувеличены. Конечно, для Азербайджана Москва интересна, Армения тоже интересна, на Южном Кавказе все интересно для Москвы. Важно понять, что России интересна не только Армения, но и весь Южный Кавказ, в том числе Азербайджан и Грузия. В этом регионе Россия стремится к доминантным позициям, как во времена СССР. Сейчас России не интересна война. Россия по части Нагорного Карабаха никаких формальных обязательств не берет на себя, поскольку Армения является членом ОДКБ без Карабаха, и даже вступает в Таможенный союз без Карабаха, так что у Москвы нет прямых юридических обязательств. Это, естественно, дает повод для различных манипуляций, но в вопросе этого обострения ситуации нет достаточных оснований, чтобы подозревать Москву.

— Первый президент Армении Левон Тер-Петросян отметил, что нынешние агрессивные действия Азербайджана некоторым образом связаны, с одной стороны, с недоверием Запада в отношении Армении после провала подписания Ассоциативного соглашения, а с другой стороны, с пока еще нечетким статусом Армении в рамках Евразийского союза. То есть, напряжение он связывает с затягиванием Евразийской интеграции. Вы видите такую связь?

— Положение Армении, на самом деле довольно тяжелое. Для Армении действительно плохо, когда ставится вопрос выбора. Так что, да, Азербайджан мог почувствовать, что дипломатические возможности Армении невелики, поскольку в таких условиях, когда Армения вынуждена находиться рядом с Россией, а Западу не нравятся Россия и ее интеграционные проекты, Армения становится более заблокированной, чем раньше. Например, кто поможет Армении, когда усилится напряжение, получит ли Армения поддержку, как отреагирует внешний мир, Запад, Россия? Трудно сказать, приведет ли это напряжение к широкомасштабной войне или нет. Надеюсь, что не приведет. Прогнозировать это принципиально невозможно, поскольку даже те, кто сидят в Ереване и Баку, не могут сказать, поскольку воля противника также важна, так как не одна сторона принимает решение о возобновлении войны.

— Господин Фельгенгауэр, очевидно, что процесс урегулирования конфликта проходит под менеджментом России. Премьер-министр Армении Овик Абраамян на днях сообщил, что 8-го или 9-го августа президенты Армении и Азербайджана встретятся в Сочи, и это в том случае, когда на столе лежало аналогичное западное предложение о встрече. Какой вариант урегулирования нынешнего напряжения выгоден России? Рассматривает ли она возможность размещения миротворцев?

— Еще в 1994-ом году Россия предлагала разместить миротворцев в Нагорном Карабахе, в 1995-ом году уже в Москве были разговоры о том, что вот-вот начнется размещение миротворцев, однако стороны конфликта не согласились с этим. Согласятся ли они сегодня, трудно сказать, я в этом сомневаюсь.

В первую очередь, я сильно сомневаюсь, что Азербайджан согласится с размещением миротворцев в зоне конфликта. Определенные миротворческие силы Россия может отправить, но, наверно, в формате немногочисленных вооруженных наблюдателей, поскольку у нас нет потенциала отправить многочисленные миротворческие силы, самое большее мы можем предоставить 1000-1500 человек. А такое количество миротворцев не сможет предотвратить военные действия, они могут просто определить, какая из сторон прибегает к провокациям. Даже в лучшем случае, не следует ожидать многочисленного контингента. Не думаю, что в вопросе миротворцев Азербайджан даст свое согласие, поскольку это приведет к замораживанию конфликта еще на 20-50 лет. Можно предположить, что армянская сторона согласится, а Азербайджан – нет. От России можно ожидать, что выступит с призывами и попросит стороны сохранить статус-кво. Только это.

Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск