Wednesday, 08 05 2024
Wednesday, 08 05 2024
ОДКБ хотела прийти в Армению не в качестве союзника, а в качестве миротворца: Никол Пашинян
В прошлом году ВВП на душу населения в Армении превысил $8 000
В первом квартале этого года в Армении зарегистрирован двузначный рост показателя экономической активности
Мгер Григорян и Ивана Живкович обсудили программы, реализуемые ПРООН в Армении
Ален Симонян и Ивана Живкович обсудили процесс нормализации армяно- азербайджанских отношений
Частичка Вечного огня, горящего у Могилы Неизвестного солдата в Москве, была донесена и в Гюмри
На одном из ближайших заседаний правительство примет жилищную программу для вынужденных переселенцев из НК
Пашинян и Путин обсудят вопросы двусторонней и многосторонней повестки
12:54
В Москве проходит пятая инаугурация президента России Владимира Путина
На встрече министров ИД Армении и Азербайджана будет обсужден и вопрос включения Алматинской декларации в мирный договор
Управление, сокращение и устранение вражды с Турцией и Азербайджаном: премьер-министр представил свое видение
«Мы рядом»: новая программа поддержки IDBank для вынужденных переселенцев из Арцаха
Военно-Грузинская дорога временно закрыта для всех видов транспортных средств
В Лиге чемпионов УЕФА стартуют ответные матчи полуфинала
Сближение отношений РА-ЕС носит более институциональный характер: мнение аналитика
Президент Республики Армения с рабочим визитом посетит штат Калифорния
Премьер-министр Армении и президент РФ проведут двустороннюю встречу 8 мая: представитель Кремля
На армяно-азербайджанской границе установлено 40 пограничных столбов
Глава МИД Армении выразил осторожный оптимизм относительно предстоящих армяно-азербайджанских переговоров в Алматы
Мирзоян выразил уверенность в дальнейшем развитии повестки Армения-ЕС в период председательства Венгрии
Армения рассматривает возможность поставок возобновляемой энергии в страны- члены ЕС
Мы готовимся начать диалог о либерализации визового режима между Арменией и ЕС: министр иностранных дел Венгрии
Арарат Мирзоян подтвердил приверженность Армении усилиям по достижению мира на Южном Кавказе
Армения и Венгрия достигли соглашения об открытии в своих странах посольств обеих стран
На потребительском рынке Армении в апреле был зафиксирован рост цен на 0,6%
Армения и Венгрия подписали соглашение об экономическом сотрудничестве и программу сотрудничества МИД РА с МИД Венгрии
На территории Армении ожидаются осадки
Я думаю, что участие было бы правильным: председатель НС Армении об участии премьер-министра в заседании ЕАЭС
Встреча министров иностранных дел Армении и Венгрии в Будапеште продолжилась в расширенном формате
Никол Пашинян не примет участия в церемонии инаугурации Владимира Путина

Что будет делать Турция после Сочи?

В этой стадии напряженности армяно-азербайджанских отношений довольно, или точнее, относительно незаметной осталась Турция. Относительно – на фоне других игроков, и довольно – учитывая значение и заинтересованность Турции.

Параллельно с обострением напряжения на границе, Турция отличилась только соболезнованиями, направленными только Азербайджану. Турция, кажется, не проявила никакой активности в связи со встречей в Сочи. Чем все это было обусловлено? Возможно, тем, что Анкара была сильно занята президентским выборами, проходившими в стране, которые были первыми в истории Турции, в смысле прямого выбора. В этих выборах Эрдогана ожидало довольно много вызовов и рисков, и с этой точки зрения, его занятость этим вполне было ожидаемым. У Турции не было времени на внешние события.

Однако после встречи в Сочи, Анкара, кажется, пытается проявить какое-то участие, пока что в виде информационно-пропагандистских акций, воздерживаясь от политических инициатив. Министр иностранных дел Турции посетил азербайджанских военнослужащих, проходящих лечение в этой стране, а азербайджанская пресса распространила сведения о том, что многие граждане Турции обращаются с тем, чтобы воевать в составе азербайджанской армии против армян.

Кажется, Анкара, завершив президентские выборы победой Эрдогана, пытается постепенно найти себя в региональных событиях и показать собственное присутствие в армяно-азербайджанском конфликте. Не исключено также, что Анкара приняла выжидательную позицию также для того, чтобы хорошо понять и представить реальный размах и намерения инициативы России, чтобы решить, какую позицию нужно иметь в отношении этой инициативы. Ясно, что Анкара не останется безучастной в этих событиях, и начиная с какого-то момента участие будет неизбежным, и нет никаких сомнений, что с какого-то момента информационного-пропагандистский характер этого участия сменится политическим.

После встречи в Сочи, ситуация существенно обусловлена поведением и позицией Турции, что оказывает ощутимое влияние на Азербайджан. Однако главная проблема Турции, конечно, в российском влиянии в регионе. Если в результате встречи в Сочи — это влияние на Кавказ увеличилось, то велика вероятность того, что новую волну дестабилизации уже спровоцирует Турция, пытаясь использовать свое влияние на Азербайджан. Таким образом, Турция попытается показать миру, что на Кавказе у нее тоже есть довольно жизнеспособные инструменты и рычаги влияния на ситуацию, и в то же время, намекнет России, или даст понять, что впечатление единоличной победы или успеха является обманом, и Москва не может на Кавказе чувствовать себя жизнеспособной без отношений с Турцией, без сотрудничества с Турцией.

В этом смысле, российско-турецкие отношения и в дальнейшем получают ключевое значение для общей ситуации на Кавказе. С другой стороны, существует вероятность того, что Турцию попытается использовать Запад, с целью, так сказать, противодействия влиянию России на Кавказе после Сочи. То есть, значение Турции в плане противопоставления России, для Запада может зафиксировать очередной период роста.

До этого Турция имела достаточное значение в результате событий в Крыму. Потом, в каком-то смысле Запад решил в отношениях с Россией пойти на прямые шаги, что в смысле значения Анкары стало снижающим фактором. Однако региональное напряжение в карабахском направлении вновь может стать для Запада обстоятельством увеличения веса Турции для Запада, чем и попытается воспользоваться Анкара.

Здесь очень важны действия Армении. Если Ереван продолжит оставаться в орбите русскоподданства, то для Запада значение Турции возрастет. Если Армения проявит хотя бы минимальную степень суверенитета, то Запад скорее будет работать с Арменией, чем с Турцией, учитывая также процесс урегулирования отношений с Ираном, где у Турции почти нет никакой заинтересованности, скорее наоборот. Но действия Анкары в настоящее время очень важны, и нужно быть готовыми к вступлению Турции в игру.

Нужно быть готовыми не в смысле оскорбительных или ироничных заявлений в адрес Эрдогана. Нужно быть готовыми в смысле разработки возможных сценариев, вариантов, планов «А», «В» и так далее. Особенно, учитывая также события, которые разворачиваются в ближневосточном регионе, в отношении которых Турция также обязана быть довольно внимательной, и не упустить ничего. Это, возможно, в каком-то смысле, дает основание думать, что Анкара с этой точки зрения будет более сдержанной на Кавказе, поскольку на ближневосточном отрезке могут произойти просто роковые события для нее. Однако политика Турции никогда не была однолинейной и предсказуемой, тем более, в нынешней чрезвычайно сложной ситуации ожидать такую политику от Турции будет ошибкой.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск