Saturday, 04 05 2024
Saturday, 04 05 2024
Армянский правовой центр подал заявление о применении Закона Магнитского к более чем 40 азербайджанским чиновникам
МИД Армении поздравил польских коллег с Днем Конституции
Генеральный директор Ucom прочитал лекцию во Французском университете в Армении
В Индексе свободы прессы 2024 года Армения улучшила свои позиции, заняв 43-е место
В посольстве Франции исследователям, работавшим в Ереруйке, была вручена премия «Europе Nostra»
Майкл Карпентер на встрече с армянскими парламентариями подтвердил поддержку США территориальной целостности Армении
В транспортный парк Еревана поступят 171 новый автобус и 15 новых троллейбусов
Самвел Гукасян освобожден от должности главы административного района Кентрон города Еревана
Состоялась вторая репетиция представляющей Армению на конкурсе “Евровидение-2024” группы “Ладанива”
Состоялся телефонный разговор глав МИД Армении и Украины
Премьер-министру представлен отчет о деятельности Офиса интеллектуальной собственности за 2023 год
Восемь военнослужащих, пострадавших в ДТП на «Урале», выписаны из больниц
Авиакомпания FLYONE ARMENIA начала выполнение полетов по направлению Ереван- Ницца- Ереван
Лакшману Самаранаяке присвоено звание почетного доктора ЕГМУ
Член комитета Сената Франции по внешним отношениям, обороне и вооруженным силам Ронан ле Гле посетил Цицернакаберд
Уровень воды в озере Севан в апреле повысился на 11 см
12:35
Комиссия США по религиозной свободе призвала правительство выделить средства на защиту памятников культуры НК
Министр территориального управления и инфраструктур Армении принял посла Греции
В Вашингтоне состоялась встреча депутатов НС Армении с Фрэнком Паллоне и Джимом Костой
11:38
66 конгрессменов США призвали Конгресс выделить $200 миллионов беженцам из Арцаха и помочь Армении защититься
«Боруссия» с небольшим перевесом обыграла ПСЖ: Лига чемпионов
В Национальном собрании Армении продолжается работа очередного заседания
На участке сел Киранц-Хейремли проводится разминирование: полиция МВД Армении несет усиленную службу
Армения на всех платформах должна настаивать на повестке Гранады: о предстоящей в Алматы встрече Мирзоян-Байрамов
Армения должна обеспечить свою безопасность на основе легитимности: Никол Пашинян
Украина вышла из еще одного соглашения с СНГ
Обсуждены текущие программы военного сотрудничества РА-НАТО и возможности его расширения
Мирзоян провел рабочее совещание с сотрудниками посольства РА в Дохе
Айк Марутян собирается начать движение против пересмотра транспортного тарифа в августе
Айк Марутян основал новую партию: состоялся учредительный съезд

«Не кризис, а внешнее воздействие»: министр экономики скептически относится к негативным прогнозам

Собеседник Первого Информационного – министр экономики Карен Чшмаритян.

— Господин Чшмаритян, премьер-министр Овик Абраамян во время последнего заседания правительства заявил, что у Армении в этом году будет экономический рост. В свете отрицательных прогнозов международных финансовых структур относительно того, что в экономике Армении будет спад, и в условиях той реальности, что внешний оборот торговли РА зафиксировал 30-процентный спад, нет инвестиций, трансферты сократились приблизительно на 50 процентов, откуда положительные ожидания того, что мы сможем обеспечить экономический рост?

— Премьер-министр заявил, что мы в программах по краткосрочным расходам включили однопроцентный рост, в то же время, отметил, что у нас будет 2-3-процентный рост, возможно, и больше. Что касается того замечания, что нет инвестиций, ничего такого нет, и не может быть.

— Резко сократились.

— Сегодня никто не может об этом сказать, потому что кроме Статистической службы, никто другой не может говорить об этом. А если кто-то говорит, то говорит просто, чтобы что-то сказать. Я не могу согласиться с тем, что пока не имеет результатов, о чем пока нет официальной информации. Могу подтвердить, что есть сокращение трансфертов, могу подтвердить, что есть снижение оборота торговли, но все остальное – это просто прогнозы международных организаций, которые делаются по определенной методике, с учетом внешнего воздействия, или степени этого воздействия. В результате каких-то расчетов или формул они делают эти прогнозы. Причем, они не постоянны, и не действуют в течение всего года.

— Европейский банк реконструкции и развития за последние 5-6 месяцев три раза уточнял свои прогнозы, и три раза для этого года снижал свои показатели экономического роста РА.

— Вы должны спросить у них. Наше министерство не делает прогнозов, наша часть прогнозов относится к правительству, представляя некоторые ожидания отраслей промышленности. Министерство экономики не делает макроэкономических прогнозов. Но вопреки прогнозам международных структур, в экономике Армении, по данным первого квартала, у нас есть показатель 2.7-процентной экономической активности, есть 4.2-процентный рост промышленности…

— У нас снижение производства электроэнергии более чем на 10 процентов.

— В апреле производство и экспорт электроэнергии составлял 33 процентов показателей прошлого года, в январе-апреле – уже 66 процентов. Я убежден, что до конца июня эта сфера восстановит свои прошлогодние показатели. Во-вторых, если нет инвестиций, то за счет чего растут, скажем, показатели Техута, за счет чего растут наши тепличные хозяйства, за счет чего открываются новые компании в сфере пищевой промышленности, информационных технологий, высоких технологий? Вернемся к уровню жизни, так называемые цифры показывают также и уровень жизни.

— В конце прошлого года курс доллара резко повысился, произошел рост цен, но не произошло соответствующего повышения заработных плат. Это уже снижение уровня жизни.

— Я говорю о профессиональном сравнении чисел. Говоря об уровне жизни, что Вы имеете в виду?

— Вы приводите в пример несколько компаний, а я на каждом шагу вижу множество закрытых магазинов, эмиграцию.

— Я не говорю, что нет закрытых магазинов, но Вы заметили, сколько открылось новых? Кто-то обратил внимание на то, сколько новых магазинов открылось вместо закрывшихся? Нет.

Да, но в результате закрытых дверей больше.

— Принимаю вашу обеспокоенность, я не говорю, что все хорошо. Конечно, если оборот торговли снизился, будут и закрывающееся магазины, но мы должны работать, а не трезвонить об этом, а быть объективными, и сказать, что и закрываются, и открываются. Будем объективны, и скажем, каким было снижение оборота торговли в январе, но также скажем, что с каждым месяцем это снижение уменьшается. В экономике нельзя брать какую-либо точку, и говорить, что она показывает динамику, это неправильный профессиональный подход.

— Фактически, в январе-феврале месяцах у нас был очень серьезный экономический кризис.

— Не кризис. Есть внешнее воздействие. Причем, это внешнее воздействие происходит в отношении всех стран региона. Особенно тех, с кем Россия имеет глубокие экономические отношения.

— В России экономическая ситуация не такая, чтобы мы могли иметь положительные ожидания, а наша экономика преимущественно связана с экономикой России. Откуда у нашего премьер-министра, или правительства положительные ожидания, что в этом году будет рост?

— Дальнейшие события зависят от программ инфраструктурной, бизнес сферы. Они начнутся во второй половине года, плюс к этому и те программы, которые уже начались с прошлых лет. Были инвестиции примерно на 30 миллиардов драмов только в тепличные хозяйства, и они продолжаются, потому что там люди увидели серьезный потенциал.

— Господин Чшмаритян, Запад начал процесс аннулирования экономических и политических санкций в отношении Ирана. Иран – единственное граничащее с Арменией крупное государство, с которым у нас дружественные отношения. Армения собирается разработать какую-либо стратегию для того, чтобы понести и положительное, и отрицательное воздействие этого огромного рынка? Кажется, мир готовится к этому, что делает Армения в этом направлении?

— Самые активные действия. Мы предусматриваем в конце этого года большой экономический форум в каком-либо городе Ирана. Над этим работают и посол РА в Иране, и мы, и Фонд развития Армении. Мы должны правильно использовать этот дополнительный кислород, но пока неизвестно, по каким спискам товаров будет либерализация, в которых будут некоторые послабления. Мы готовы к любому сценарию, лишь бы была либерализация. У нас также есть проблема с тем, чтобы иранским предпринимателям представить возможности Армении, те же наши свободные экономические зоны, возможности и с Евросоюзом, и с Евразийским экономическим союзом.

— В случае каких сфер и отраслей экономики сотрудничество Иран-Армения будет наиболее эффективным?

— Кроме алкогольных напитков, думаю, во всех остальных сферах.

— Перед этим были большие надежды в сфере возможного развития армяно-китайских отношений.

 — Такие отношения с такой серьезной страной, как Китай, такой прием, подписание такого большого количества соглашений, и последующие действия, уже является серьезной перспективой в конкретных направлениях.

Мы стремимся к сотрудничеству во многих сферах, начиная от строительства железных дорог, строительства завода по выплавке меди, и заканчивая сферой химической промышленности, авиационной сферой, мы хотим, чтобы китайская сторона максимально поддержала нас.

— Когда ожидаются практические шаги сотрудничества с Китаем?

— Когда все соглашения с китайской стороной будут достигнуты. Могу сказать о конкретных договоренностях. Для экспорта наших алкогольных напитков на китайский рынок, эта страна склонна иметь здесь какую-нибудь сертифицированную лабораторию. Или же, чтобы удовлетворялись технические требования, изложенные в их нормативах. В этом случае, их рынок вообще откроется. Второе направление – это производство стройматериалов. Мы хотим, чтобы китайские предприниматели, которые заинтересованы этой сферой, встретились с нашими компаниями. У нас состоялась встреча с послом Китая вокруг этого вопроса. Во всяком случае, на уровне государств мы делаем все возможное, и должны делать, чтобы наши субъекты могли общаться. Я должен выступить в правительстве с предложением, чтобы мы в Китае имели торгового представителя, как в случае Брюсселя и Женевы. Кроме того, Фонд развития Армении будет иметь там своих представителей.

— То есть, по заключенным с Китаем соглашениям, китайский рынок уже будет легкодоступным для Армении?

— Китай является членом Всемирной торговой организации, и между ним и Арменией действует режим наибольшего благоприятствования наций. Другой вопрос, что Китай не предоставил еще нам льготный режим, как Евросоюз, Соединенные Штаты, Япония и Канада.

— В направлении получения этого режима есть обсуждения?

— Обсуждений нет, есть пока предложения послу с моей стороны.

— Ожидалось, что определенный отрезок железной дороги Иран-Армения финансирует Китай.

— Президенты двух стран провели переговоры с премьер-министром Китая. Мы ждем ответа китайской стороны. Они обещали обсудить, и ответить. Скажу, что в этом направлении были проведены некоторые работы, было дано технико-экономическое обоснование.

— Были также ожидания инвестиций и в энергетической сфере.

— Во всех сферах есть такие ожидания. Это наши предложения, вокруг которых китайская сторона проводит довольно серьезные обсуждения, и в июне предусмотрено заседание армяно-китайской торгово-экономической комиссии, во время которого должны появиться конкретные результаты.

— Какую заинтересованность должен иметь Китай в вопросе строительства железной дороги Иран-Армения, или осуществления инвестиций в экономической сфере?

— Восстановление Шелкового пути, которое является предложением президента Китая. Это составляет часть программы. Вообще, выгодно осуществлять перевозку китайских товаров в Европу именно по этому пути. То есть, этот вопрос рассматривается более глобально.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск