Thursday, 02 05 2024
Thursday, 02 05 2024
Восемь военнослужащих, пострадавших в ДТП на «Урале», выписаны из больниц
Авиакомпания FLYONE ARMENIA начала выполнение полетов по направлению Ереван- Ницца- Ереван
Лакшману Самаранаяке присвоено звание почетного доктора ЕГМУ
Член комитета Сената Франции по внешним отношениям, обороне и вооруженным силам Ронан ле Гле посетил Цицернакаберд
Уровень воды в озере Севан в апреле повысился на 11 см
12:35
Комиссия США по религиозной свободе призвала правительство выделить средства на защиту памятников культуры НК
Министр территориального управления и инфраструктур Армении принял посла Греции
В Вашингтоне состоялась встреча депутатов НС Армении с Фрэнком Паллоне и Джимом Костой
11:38
66 конгрессменов США призвали Конгресс выделить $200 миллионов беженцам из Арцаха и помочь Армении защититься
«Боруссия» с небольшим перевесом обыграла ПСЖ: Лига чемпионов
В Национальном собрании Армении продолжается работа очередного заседания
На участке сел Киранц-Хейремли проводится разминирование: полиция МВД Армении несет усиленную службу
Армения на всех платформах должна настаивать на повестке Гранады: о предстоящей в Алматы встрече Мирзоян-Байрамов
Армения должна обеспечить свою безопасность на основе легитимности: Никол Пашинян
Украина вышла из еще одного соглашения с СНГ
Обсуждены текущие программы военного сотрудничества РА-НАТО и возможности его расширения
Мирзоян провел рабочее совещание с сотрудниками посольства РА в Дохе
Айк Марутян собирается начать движение против пересмотра транспортного тарифа в августе
Айк Марутян основал новую партию: состоялся учредительный съезд
Токаев приветствовал согласие Армении и Азербайджана провести переговоры в Алма-Ате
Бесконечная свобода джаза. К Дню джаза — большойджаз-концерт на Каскаде
Станет прохладнее на 9-11 градусов
14:29
Госдеп заявил об участии Блинкена в процессе урегулирования между Ереваном и Баку
На территории Армении закрытые автодороги
13:51
По факту насильственного препятствования профессиональной деятельности журналиста возбуждено уголовное дело
Каждый человек талантлив, и образование может раскрыть его талант. Послание Н.Пашиняна к Дню Труда
Президент Армении Ваагн Хачатурян посетил производственные предприятия
Ваграм Чугурян и Саро Ходаверди назначены уполномоченными по делам диаспоры в зарубежных странах
Арарат Мирзоян и Герт Ян Купман обсудили ряд вопросов повестки партнерства Армения-ЕС
Ереван готов внести вклад в прекращение военных действий в секторе Газа: глава МИД Армении

Для эффективного сотрудничества с Ираном Армения должна приложить все усилия: Мовсес Кешишян

Собеседник Первого Информационного – редактор издающейся в Тегеране газеты «Аракс» Мовсес Кешишян.

— Господин Кешишян, как вы оцениваете нынешний этап армяно-иранских отношений? Какое влияние окажет соглашение, достигнутое вокруг иранской ядерной программы, на Армению. Какие перспективы открываются для Армении?

— В соглашении, достигнутом вокруг ядерной программы, я не вижу ничего особенного в плане армяно-иранских отношений. Хотя Ирану позволят быть более активным на международном поле, играть более существенную роль, иметь более широкое присутствие, но, прежде всего вопрос армяно-иранских отношений обусловлен внутренними проблемами Армении, только потом внешними проблемами. Я считаю, что армяно-иранские отношения ограничиваются в том плане, что Армения все свои важные экономические звенья монопольным образом передала третьей стороне, в данном случае –России. Сегодня на вашем сайте я увидел один интересный заголовок, что Армения является заложницей нескольких семей. Проблема в этом. Если люди некоторым образом все делают по-своему, как хотят, и это не исходит из национальных интересов, ясно, что этим они наносят большой вред стране и будущему страны. Ясно, что Иран хотел бы играть более активную роль. Думаю также, что Иран изначально в отношениях Армения-Иран имел положительные подходы, беспристрастную позицию в вопросе Арцаха, в плане экономических инвестиций, в вопросе строительства водохранилища на приграничной территории, работ по строительству железной дороги, в вопросе газа, что очень важно, но третьей стороне удается оказывать такое давление, что вместо того, чтобы газопровод строить таким, чтобы он мог удовлетворить не только потребности Армении, но и экспортировать, и получать определенную экономическую прибыль, ограничивается так, что становится трубой диаметром в 70 см, и этим наносит вред экономике страны, откуда автоматически вытекают также и политические потери.

— Недавно министр энергетики РА заявил, что Иран никогда не предлагал нам газ по более низкой цене, и в данный момент, по большому счету, российский газ не имеет альтернативы. На Ваш  взгляд, Иран готов поставлять нам более дешевый газ, и как можно решить вопрос газопровода?

— Мы можем выйти из политического поля, и войти на поле математики. Если кто-то не может спокойно продавать свой товар на широком рынке, автоматически продает по более низкой цене. То есть, Иран продавал свой товар по более низкой цене не только Армении, но и многим другим странам, чтобы пережить ограничения и блокады. В этом вопросе ясно, что Армении Иран спокойно мог продавать более дешевый газ. Здесь вопрос не в этих отношениях. Проблемы, связанные с газом, нефтью и дизельным топливом, являются не вопросами отношений Армения-Иран, а следствием чужого давления. То есть, монополия, которая была передана российской стороне, не позволяет Армении вздохнуть спокойно, и определиться в этом вопросе. А если в Армении определенные  семьи вяли в свои руки определенные монополии, ясно, что подписание договоров с какой-либо стороной, развитие экономики будет более ограниченным, автоматически, нанося вред национальным интересам Армении.

— Намечается визит президента Ирана Хасана Роухани в Армению. Какие ожидания могут быть от этого визита, и насколько Россия позволит Армении развернуть свободную, независимую деятельность, и уточнить отношения с Ираном?

— В данный момент мне не кажется, что произойдет такое. Если и произойдет, то это можно только приветствовать. Это не только мое желание, но и в первую очередь, желание наших соотечественников, проживающих в Армении, чтобы власти РА могли проявить очень четкую и независимую позицию, которая не зависела бы от чужого мнения, которая исходила бы исключительно из интересов Армении, чтобы именно с этих позиций власти РА могли вступить в отношения с другими странами. Особенно с такими странами, как Иран, который является мощной, большой и влиятельной страной в регионе, со своими запасами и богатствами. Ясно, что отношения с любой стороной, независимо от того, кто является этой стороной, дают Армении альтернативу, которая всегда нужна. Это позволит Армении вести более независимую политику, а если у нее будут отношения только с одной стороной, автоматически, будут ограничены также и ее политические позиции. Она не может выражать независимые позиции, когда это нужно. Если Армения зависима только с одной стороны, с одной стороны получает все необходимое – газ, воду, электричество, связь и все остальное. Мы видим, что сейчас Армения преимущественно зависит от России, что ограничивает Армению не только на экономическом поле, но и на политическом.

То есть, присутствие Роухани в Армении нужно использовать, этот повод раньше не использовался, сегодня можно вновь, правильно используя этот повод, подписывая правильные договоры, и исходя из интересов Армении, заключать сделки, и иметь альтернативу. Я не верю, что Иран будет продавать газ по более высокой цене. Это только слова, потому что иранская сторона говорит, что их газ более дешевый, чем российский, а Россия утверждает обратное. Это заявления на уровне слов. Даже если и есть разница в цене, альтернатива даст нам политическую независимость, в плане определенных позиций. Это очень важно для Армении.

— Господин Кешишян, насколько вероятной считаете возможность проведения газопровода из Ирана в Европу через Армению? Посол Ирана отмечает, что для этого нет инфраструктур. На Ваш взгляд, прилагается ли достаточно усилий на осуществления этого проекта с обеих сторон?

— Ответ на этот вопрос зависит от существующей реальности. В нынешних условиях труба, которая доходит до Армении, имеет диаметр всего 70 см, которая, наверно, не сможет удовлетворить даже нужды Армении. То есть, нужно провести новый трубопровод с более широким диаметром. Второй фактор заключается в том, могут ли в Армении выражать самостоятельную позицию, и защищать ее. И третье, российская сторона ясно, что легко не согласится с этим, и попытается предотвратить. Это двери, которые Армения должна попытаться открыть, но чего сможет достичь, и с какой политикой, это уже другой вопрос. То есть, ясно, что иранская сторона захочет, чтобы их газ выходил в Европу не только со стороны Турции, но и Армении. Это не только принесет пользу Ирану, но принесет намного больше пользы Армении. Для этого Армения должна приложить усилия, должна работать, и сделать все возможное, чтобы достичь этого. Но готовы ли на сегодняшний день власти РА пойти на это, мне так не кажется. По крайней мере, на данный момент ничего такого не было продемонстрировано, констатировано, что они готовы на это.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск