Wednesday, 03 07 2024
Wednesday, 03 07 2024
Замглавы МИД Армении принял координатора армяно-французского сотрудничества МИД Франции
Рипсиме Хуршудян завершает спортивную карьеру
Премьер-министру представлен отчет о деятельности офиса вице-премьера Мгера Григоряна за 2023 год
Легкоатлет Ерванд Мкртчян примет участие в Олимпийских играх в Париже
В медицинских учреждениях Гегаркуникской области в июне 2024 года родилось 99 детей
Председатель Международного уголовного суда и министр юстиции Армении обсудили возможности расширения сотрудничества
С целью увеличения транспортного потока в Ереване будет изменена организация дорожного движения
Глава МИД Армении с официальным визитом посетит Тбилиси
В Армении ожидается переменчивая погода
Сигнал о бомбе в аэропорту «Ширак» оказался ложным
Гегаркуникская область Армении и департамент Изер Франции будут сотрудничать в сфере сельского хозяйства
ЕС является ключевым партнером Армении в плане реализации реформ: Василис Марагос
Эффективность работы прокуратуры оценивает гражданин Армении: генпрокурор
Вагаршак Арутюнян встретился с представителями армянской общины Белгорода
16:23
Существует уникальная возможность достичь мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном: Блинкен
Евро-2024: подходит к концу 1/8 финала
Евро-2024: Португалия вышла в четвертьфинал
Глава МИД Армении и генсек ОЧЭС обсудили приоритеты председательства Армении и вопросы регионального экономического сотрудничества
Президент Армении в преддверии Дня независимости посетил резиденцию посла США
Замглавы МИД Армении и госсекретарь Венгрии обсудили вопросы развития двусторонних отношений
Премьер-министр Пашинян принял генерального секретаря Организации Черноморского экономического сотрудничества
Мы видим, что между народом и прокуратурой формируется органическая связь: премьер-министр Армении
Армения смогла противостоять давлению против своего суверенитета благодаря демократии: секретарь Совбеза
Фальсификация выборов или их результатов в Армении уже отнесена к историческому жанру: Никол Пашинян
Комиссии по делимитации и пограничной безопасности Армении и Азербайджана передали друг другу проекты регламента
“Почему в Нагорном Карабахе нет армян?”: Freedom House
Я знаю мнение народа Армении: премьер-министр РА о возможном проведении референдума по вступлению в ЕС
Никол Пашинян вновь повторил, если народ захочет смены власти, он это сделает
Полиция проверяет подлинность сигнала о бомбе в аэропорту “Ширак” города Гюмри
Автодорога Ванадзор-Алаверди-Айрум-Баграташен открыта лишь для легковых автомобилей

«Новое обострение может начаться сразу после проведения в Азербайджане парламентских выборов»

В Азербайджане и Армении происходят важные внутриполитические события. 1-го ноября в соседней стране были проведены парламентские выборы, а 6-го декабря в Армении назначен конституционный референдум. Попытаются ли азербайджанцы использовать это обстоятельство для того, чтобы в очередной раз вызвать напряженность в ситуации, и какие положительные результаты даст визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион.

На эту тему Первый Информационный побеседовал с российским политологом, президентом Научного общества кавказоведов Александром Крыловым.

— Господин Крылов, что, по Вашему мнению, даст мирному процессу переговоров визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион и какое предложение они могли привезти с собой?

1-го ноября в Азербайджане состоялись очередные парламентские выборы. В Баку заинтересованы в том, чтобы их результат был признан международным сообществом, чтобы была обеспечена максимально возможная легитимность правящей власти. В этом контексте наблюдается спад напряженности на линии разграничения азербайджанских и армянских сил. Визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ происходит в этом предвыборном контексте, и он может рассматриваться как благоприятный для активизации посреднической деятельности. Для Баку важно обеспечить себе максимально благожелательное отношение к предстоящим выборам на международной арене и можно не сомневаться, что там сделают все, чтобы продемонстрировать сопредседателям МГ свое миролюбие и готовность к мирному решению карабахской проблемы. Вероятно, что сопредседатели МГ сделают какие-то предложения, направленные на реанимацию переговорного процесса, может быть они предложат провести новую встречу президентов Армении и Азербайджана.

— А насколько реально, что президенты Армении и Азербайджана встретятся до конца этого года?

Это зависит от того, будет ли продолжаться затишье на линии соприкосновения после парламентских выборов в Азербайджане. После них в Баку могут решить, что настало время для очередного обострения ситуации – для оказания давления на Армению. Подобного рода провокации и инциденты являются одним из задействованных азербайджанской стороной инструментов по моральному подавлению и изматыванию армянской стороны. В этом случае обстановка вряд ли будет благоприятной для очередной встречи президентов.

Однако возможен и другой вариант: в Армении на 6-ое декабря сего года намечен конституционный референдум. В Баку могут счесть, что военная напряженность будет в интересах инициатора этой реформы нынешнего президента Армении Сержа Саргсяна, который получит возможность проявить свою решительность и даже воинственность, а это может благоприятно для него повлиять на результаты референдума. В этом случае, пауза на линии соприкосновения будет продолжаться, и новая встреча президентов может получить шанс состояться.

— Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров месяц назад в интервью телеканалу «Россия-24» не исключил, что Азербайджан может вступить в Евразийский экономический союз, «если Армения выведет войска с оккупированных территорий». То есть это значит, что Баку назначает Москве цену за членство в ЕАЭС? Насколько Москва готова на такую сделку и вообще насколько реален такой сценарий?

— Вряд ли реалистично рассчитывать, что в ответ на декларации о намерении Азербайджана вступить в ЕАЭС Москва решит оказать жесткое давление на Ереван и тем самым вынудит его отдать под власть Баку НКР и сопредельные территории. Еще недавно подобные надежды были связаны с энергетическими соглашениями между Азербайджаном и ЕС, которые трактовались в Баку исключительно в рамках формулы «нефть в обмен на Карабах». Все это из области пустых фантазий. В реальности же все решения в ЕАЭС принимаются консенсусом.

Для запуска процедуры вступления Азербайджана в это интеграционное объединение необходимо получить согласие всех государств-членов ЕАЭС. Рассчитывать на получение такого согласия со стороны Армении до нормализации ее отношений с Азербайджаном не приходится.

— Если более широко посмотреть на регион: сирийский конфликт, российско-турецкие напряжения, то какие серьезные изменения можно указать, что может повлиять на расклад сил в нашем регионе, повлиять на тот же Карабахский конфликт?

Если бы ситуация продолжала развиваться в прежнем направлении, то уже в скором времени процесс расширения подконтрольных ИГИЛ территорий распространился бы на Южный Кавказа и Центральную Азию. Ситуация изменилась коренным образом после начала военной операции России в Сирии. Теперь появилась надежда, что государства региона при российской военной поддержке смогут переломить ход военных действий и разгромить силы международного терроризма. Если это произойдет – будут созданы условия для нормализации обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, что нейтрализует угрозу международного терроризма для государств Южного Кавказа и ЦАР. Тогда логика дальнейшего развития карабахского конфликта будет определяться не внешним фактором в виде террористического ИГИЛ, а военно-политическим балансом сил Армении и Азербайджана.

— Когда можно ждать следующей серьезной эскалации в зоне конфликта?

Новое обострение может начаться сразу после проведения в Азербайджане парламентских выборов. Но его сроки могут быть отложены и на более поздний срок, тогда все начнется уже после референдума 6-го декабря. В последнее время власти Армении и Азербайджана проявляют готовность повышать градус напряженности, происходит расширение зоны противоборства, которая теперь распространилась и на северо-восточный участок армяно-азербайджанской границы. Все чаще применяются крупнокалиберная артиллерия и ракетные установки, растут потери обеих сторон. Требование Баку о возврате под свой контроль всех «оккупированных территорий» остается категорическим и неизменным. Ереван же изменил свою прежнюю позицию в сторону ее ужесточения: после очередного инцидента в конце сентября сего года президент Армении Серж Саргсян впервые официально заявил о том, что Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Армении. До этого официальная армянская точка зрения состояла в том, что Нагорный Карабах имеет право на самоопределение и проблема должна решаться путем мирных переговоров при посредничестве Минской группы. Логично ожидать, что усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ в ходе последнего визита были направлены не столько на продвижение мирного процесса, сколько на предотвращение возобновления военных действий.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск