Saturday, 27 04 2024
Saturday, 27 04 2024
Ucom обеспечил бесплатным интернетом четыре остановки в общинах Иджевана
На пути к осуществлению мечты
В моем выступлении не было ничего противоречащего международному праву: Симонян ответил Матвиенко
Спикер НС Армении принял вице-спикера парламента Сирии
Индия ответила на осуждения Азербайджана в отношении поставок оружия Армении
18:36
Армения передала США находящегося в розыске гражданина США
Сурен Папикян принял делегацию руководителя ереванского офиса Совета Европы
17:58
Москва ждет Никола Пашиняна на саммите ЕАЭС: Алексей Оверчук
17:39
Геноцид армян мы всегда воспринимали как нашу боль и горе: Мария Захарова
17:20
Франция подтверждает свою поддержку Армении: Габриэль Атталь выступил на мероприятии в память Геноцида армян
17:01
Европарламент призывает ЕС приостановить стратегическое сотрудничество с Азербайджаном в энергетической сфере
В культурном центре посольства Армении в РФ состоялось мероприятие, посвященное памяти жертв Геноцида армян
16:23
Москва призывает Баку и Ереван сделать вопрос охраны памятников культуры предметом двусторонних переговоров
Наблюдательная миссия ЕС в Армении принимала у себя посла и почетного консула Финляндии
В январе-марте 2024 г. сумма платежей 1000 крупных налогоплательщиков составила 387 миллиардов 109 миллионов драмов
15:26
Захарова заявила, что трехстороннее заявление от 9 ноября остается актуальным
В Буэнос-Айресе было организовано шествие, посвященное 109-й годовщине Геноцида армян
Правительство Армении приняло решение об открытии генерального консульства в Тебризе
По случаю годовщины Геноцида армян в Вашингтоне прошел ежегодный Марш справедливости
В связи с годовщиной Геноцида армян в Беверли-Хиллз у консульства Турции прошла демонстрация
В связи с годовщиной Геноцида армян во Фресно было проведено памятное мероприятие
13:32
Мы должны действовать сейчас, чтобы привлечь Азербайджан к ответственности: Роберт Кеннеди-младший
Армения и Чехия достигли договоренности о сотрудничестве в военно-технической сфере
Начинаются полуфиналы чемпионата Европы по боксу: сегодня Армению представят семь боксеров
Помним и требуем: глава МИД Канады сделала запись на армянском языке по случаю Дня памяти жертв Геноцида армян
12:16
США несут ответственность за предотвращение еще одного Геноцида армян: обращения конгрессменов к 24 апреля
В Брюсселе почтили память жертв Геноцида армян
11:38
Мы скорбим по тем, кто был убит во время Геноцида армян: Саманта Пауэр
Члены группы дружбы Швеция-Армения парламента Швеции выступили с заявлением по случаю 109-й годовщины Геноцида армян
11:00
“Никогда больше” должен что-то означать, и это не могут быть пустые слова: сенатор Билл Кэссиди

Олигархическая экономическая структура Армении не позволит полностью воспользоваться возможностями Ирана: Jane’s Intelligence

После выхода из международной изоляции Исламская Республика Иран проявляет некоторую активность также и на Южном Кавказе, в частности в вопросе Нагорного Карабаха.

В конце января представитель Министерства иностранных дел Ирана Хусейн Джабер Ансари заявил, что Иран готов стать посредником между Арменией и Азербайджаном в процессе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Но пока что не ясно, в каком формате будет это посредничество, или насколько сегодня реалистично участие Ирана в этом процессе. Комментируя этот вопрос, один из авторитетных экспертов по карабахской проблеме Давид Шахназарян выразил мнение, что Иран пытается взять на себя роль посредника параллельно с Минской Группой, что не будет эффективно для переговорного процесса, и может вызвать проблемы. Следовательно, Иран должен помогать Минской Группе, а не действовать параллельно.

В свою очередь, ведущий эксперт авторитетного лондонского аналитического центра Jane’s Intelligence Лилит Геворгян считает маловероятным участие Ирана в процессе Минской Группы ОБСЕ, поскольку эта страна на самом деле не имеет серьезного влияния на Армению и Азербайджан. Да и потом, азербайджанцы не согласятся с участием Ирана, без участия Турции, а с участием Турции, естественно, не согласится Армения.

В любом случае, очевидно, что Турция и Иран попытаются конкурировать, как в нашем регионе в целом, так и вокруг вопроса участия в карабахском процессе в частности. Это показала также последняя реакция Анкары на активность Тегерана, когда посол Турции в Баку заявил, что Турция заинтересована в урегулировании Карабахского конфликта.

В беседе с Первым Информационным, говоря вокруг этой темы, Лилит Геворгян сказала: «Иран уже давно показал заинтересованность в этом вопросе, но я не думаю, что азербайджанцы допустят такое участие. Пожалуй, допустят в том случае, если Турция тоже будет участвовать, а это в данный момент нереалистичный вариант, особенно, учитывая отношения Турция-Россия. По этой причине я не думаю, что региональные игроки будут участвовать в Карабахском переговорном процессе.

Проблема в том, какое влияние имеют на Армению и Азербайджан эти игроки – Иран и Турция. Я считаю, что не имеют такого большого влияния, и поэтому сопредседатели не видят смысла в изменении формата. Это не сирийский конфликт, где есть активно участвующие региональные государства, у которых есть реальное влияние. Иран заинтересован только в том плане, что конфликт близок к его границам, и Иран уже давно стремится стать региональным лидером. Такие же стремления есть и у Турции, которая стремится стать лидером региона и исламского мира. Они заинтересованы не в решении конфликта, а в повышении своего регионального рейтинга, и Карабахский переговорный процесс в этом плане является хорошей платформой, как для Турции, так и для Ирана».

Наша собеседница говорила также и о перспективах Армении после снятия западных санкций в отношении Ирана.

— После выхода Ирана из изоляции, какие будут изменения в регионе с экономической и политической точки зрения?

— В первую очередь выход Ирана из изоляции окажет положительное экономическое влияние. Рынок Ирана многие годы был ограничен по причине санкций, есть большой потребительский спрос, накопленный в течение многих лет, что является прекрасной возможностью для внешних инвесторов, в том числе и для западных, российских, индийских, иранских компаний. Экономический рост Ирана окажет положительное влияние также и на соседние страны.

Во-вторых, это возвращение Ирана на мировой энергетический рынок. Это хорошая новость для Армении, потому что может снизить цену на энергоносители, если мировые цены на нефть продолжат оставаться низкими по причине сверхпроизводства, ограниченного спроса. Но это плохая новость для Азербайджана, поскольку на энергетический рынок возвращается один самых крупных игроков. С другой стороны, есть также и косвенный риск, особенно для армянского драма, который исходит из России. Хотя Армения является страной, импортирующей нефть и газ, но она большей частью зависит от экономики России. Ослабление экономики России по причине снижения цен на нефть также влияет и на Армению. То есть, низкая цена не нефть ударяет также и по Армении.

— Сегодня эксперты много говорят о том, что в регионе формируется ось энергетического сотрудничества между Ираном, Арменией и Грузией, и что иранский газ по территории Армении и Грузии может выйти к Черному морю. Это реалистичный проект?

— Не думаю, что Иран может с легкостью осуществить эти проекты. Такие проекты уже давно обсуждаются, но главная проблема в том, что на энергетическом поле Россия и Иран являются конкурентами, а не партнерами. Та же Грузия и Армения будут иметь проблемы с Россией. Россия уже оказалась в очень тяжелом положении, потому что, во-первых, цены на нефть и газ еще долго могут оставаться низкими, поэтому экономика России может в 2016 году тоже пережить спад. Россия всячески будет бороться за сохранение своей доли на мировом энергетическом рынке, в том числе и на Южном Кавказе.

— А что вы скажете о перспективе связывания рынков Персидского залива и Черного моря?

— В плане торговли, конечно, есть большой потенциал, и, пожалуй, легче осуществить их. Одним из этих проектов будет развитие транспортных магистралей, торговых путей. Выход Ирана из изоляции является очень хорошей новостью для Армении. Если эта возможность правильно использовать, то Армения может стать как импортирующей иранские товары и экспортирующей страной, так и транзитной страной для иранских товаров. Но нездоровая, олигархическая экономическая структура не позволит полностью воспользоваться теми возможностями, которые появились после выхода Ирана из изоляции.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск