Saturday, 04 05 2024
Saturday, 04 05 2024
«Грузинская мечта» попала в расставленную ею же ловушку
Грузия делает разворот: процесс начался давно, сейчас он форматируется
Признание карты 91-ого года — большой плюс, но Баку не уступит оккупированные территории
В республике продолжатся осадки, ожидаютсяи грозы
Индия модернизировала поставляемые в Армению артиллерийские системы
Тяжелоатлета Самвела Гаспаряна прооперировали
Эксклюзивное интервью секретаря Межведомственной комиссии по делам пленных, заложников и пропавших без вести
Легенде армянского джаза Левону Малхасяну – 80. Юбилейные мероприятия начались в Гюмри
Авиакомпания Eurowings начала осуществлять рейсы Берлин-Ереван-Берлин
В результате ливня на ряде улиц Еревана произошли обрушения, затоплены здания
В Гюмри сгорел дом: обнаружены тела детей 5-и и 3-х лет
МО опровергает слухи о том, что Азербайджан обстрелял позиции ВС РА на Тавушском направлении
Известен первый финалист Лиги чемпионов УЕФА по футзалу
Депутаты НС Армении обсудили с “Freedom House” инструментарий для противостояния гибридным атакам на демократию
Главы МИД Армении и Мальты обсудили вопросы о деятельности ОБСЕ и председательстве Мальты в Организации
Под председательством премьер-министра обсуждены проблемы водного сектора и шаги по их решению
В Карвачарском районе произошло ДТП с участием азербайджанских военнослужащих
Армен Даниелян избран судьей-членом Высшего судебного совета
11:19
Москва не ставит под сомнение суверенное право Армении самостоятельно определять свой внешнеполитический курс: Захарова
В Ереване состоялась официальная церемония открытия полуфинала Лиги чемпионов УЕФА по футзалу
Литва предлагает Еревану и Баку применить свой опыт в разблокировке коммуникаций
МИД Армении поздравил представителей СМИ по случаю Всемирного дня свободы прессы
Министр экономики Армении принял посла Великобритании
Армянский правовой центр подал заявление о применении Закона Магнитского к более чем 40 азербайджанским чиновникам
МИД Армении поздравил польских коллег с Днем Конституции
Генеральный директор Ucom прочитал лекцию во Французском университете в Армении
В Индексе свободы прессы 2024 года Армения улучшила свои позиции, заняв 43-е место
В посольстве Франции исследователям, работавшим в Ереруйке, была вручена премия «Europе Nostra»
Майкл Карпентер на встрече с армянскими парламентариями подтвердил поддержку США территориальной целостности Армении
В транспортный парк Еревана поступят 171 новый автобус и 15 новых троллейбусов

Статус-кво восстановился в Санкт-Петербурге

Собеседник Первого Информационного – директор Московского института новейших государств, политолог Алексей Мартынов.

— Господин Мартынов, на Ваш взгляд, насколько обнадеживающая сегодня ситуация вокруг Карабахского конфликта? Можно ли будет после двух встреч президентов Армении и Азербайджана дипломатическим путем предотвратить новую эскалацию в Нагорном Карабахе?

— С группой экспертов мы обсуждали именно этот вопрос во время круглого стола в Ереване. Действительно в апреле по провокации Турции и руками Азербайджана была предпринята попытка изменить статус-кво в Карабахском конфликте. После состоявшихся в Санкт-Петербурге переговоров на самом высоком уровне, в которых участвовали президенты России, Азербайджана и Армении, удалось восстановить статус-кво, вернуть обсуждение возможного решения Карабахского вопроса в переговорное русло. Безусловно, версий и кривотолков много в условиях отсутствия прямой информации о том, что обсуждали президенты в закрытом формате, причем, это диаметрально противоположные версии. Ни у кого нет точной информации, кроме президента. Сегодня этот процесс начинается вновь, после попытки его прервать в апреле. И, естественно, эту проблему невозможно решить одной встречей, эти переговоры продолжатся еще достаточно долго. Главное то, что Россия заявляет о своей прямой заинтересованности в скорейшем урегулировании Карабахской проблемы.

Конечно, такой длительный конфликт может разрешиться на основании серьезных компромиссов двух сторон, конечно, невозможно решить этот конфликт без желания двух конфликтующих сторон.

Можно по-разному относиться к заявлениям некоторых чиновников азербайджанской стороны, можно по-разному относиться к некоторой псевдоаналитике, публикуемой в азербайджанской, турецкой, а также западной прессе, но я хочу сказать, что восстановление статуса-кво внушает оптимизм, и это важно. Статус-кво восстановлен, и восстановлен переговорный формат. Россия предложила свои прямые гарантии мирного урегулирования Карабахской проблемы. Насколько я понимаю, эти гарантии были приняты.

— О каких гарантиях идет речь? Из ваших слов вытекает два вопроса: не сильно ли переоценивается роль турецкого фактора в этом вопросе? И второе – Вы не сказали о встрече в Вене, сказали, что статус-кво восстановился после петербургской встречи. Но ведь после Венской встречи стороны заявили о необходимости реализации Соглашения о перемирии, и продолжении встреч.

— Да, Вы совершенно правы. Скажем так, если встреча в Вене была первым шагом, то статус-кво именно был восстановлен в Петербурге, после принятия гарантий, предложенных Россией президентам Армении и Азербайджана. Эти гарантии носят как военно-политический, так и социокультурный, и полагаю, также и экономический характер, особенно в тех условиях, когда Турция проявляет себя таким образом, а влияние турецкого фактора очень велико в регионе. Сегодняшняя политика одиозного вождизма Эрдогана, замешанная на радикальном исламизме, безусловно, пугает не только потенциальных противников Турции, но и условных союзников и партнеров Турции, имею в виду Азербайджан и Грузию. И в этом контексте роль России во много раз повышается в южно-кавказском регионе, в связи с моральной, социально-культурной и исторической ответственностью России за судьбы всех южно-кавказских народов.

— Вы сказали, что Россия играет конструктивную роль в регионе, и в частности в деле урегулирования конфликта, но согласитесь, что продавать летальное оружие нападающей стороне, агрессору – Азербайджану не столь конструктивно.

— Я понимаю вас. Этот вопрос понятен с моральной точки зрения, и имеет право быть заданным. Вероятно, стоит с этим вопросом обратиться к специалистам, например, к бывшему министру обороны Вагаршаку Арутюняну. Во-вторых, хочу сказать, что для армянской стороны было бы легче, если бы, например, Азербайджан покупал оружие в больших объемах у американцев, и более летальное, более опасное оружие?

— США не продают оружие конфликтующим сторонам.

— Они с большим удовольствием продают оружие посредством Турции и Израиля, особенно по программам НАТО. Что касается неэмоциональной политической стороны вопроса, хочу сказать, что Россия посредством военно-технического сотрудничества с Азербайджаном и Арменией обеспечивает определенный военно-силовой паритет в армяно-азербайджанском конфликте. И благодаря этому паритету, да, нет мира, но нет также и войны. Апрельское обострение было военной провокацией на границе, но во время этой провокации не были задействованы армии, то есть, это было приграничным столкновением.

— Но по оценке многих экспертов это военное равновесие между Арменией и Азербайджаном было нарушено, и его в какой-то мере можно восстановить только с помощью того оружия, которое Армения должна получить от России.

— Вы абсолютно правы, и Россия в свою очередь поставляет это оружие Армении, этим обеспечивая паритет.

— То есть, Вы считаете, что оружие на сумму в 200 миллионов долларов поставляется? Потому что такой информации пока что нет, и армянская сторона на официальном уровне попросила российскую сторону ускорить этот процесс.

— Я снова хочу подчеркнуть, что на такие вопросы могут ответить только военные эксперты, которые более детально и в цифрах ответят, но, насколько я знаю, этот процесс сегодня идет, и идет довольно активно. Более того, буквально на днях сформировалась единая система Противовоздушной обороны (ПВО) между Россией и Арменией, которая обеспечивает безопасность Армении в полном объеме, все территории, позволяя воспользоваться всеми возможностями военно-космических сил России, которые, кстати, блестящим образом проявили себя в Сирийском конфликте. Думаю, военно-техническое сотрудничество России и Армении только будет углубляться и возрастать.

— Вернемся к процессу урегулирования Карабахской проблемы. Что, по Вашим представлениям, происходит сегодня в переговорном процессе, какие вопросы обсуждаются?

— По-моему, сегодня главными вопросами повестки дня являются, например, не вопросы признания статуса НКР или позиционных переговоров, а в первую очередь сегодня стоит вопрос сохранения государственности самого Азербайджана. Азербайджан прекрасно понимает, какая его ожидает судьба после того, как либо будет свергнута власть Алиева, либо в Азербайджан проникнут исламисты и другие террористические группировки, либо если будет военный переворот во главе с Турцией. Мы знаем, что азербайджанская армия воспитывалась и получила образование в Турции. Азербайджанская элита понимает, что сегодня главная угроза направлена на Азербайджан. И, естественно, для Азербайджана предметом для диалога или приближения к участию в Евразийском интеграционном процессе может быть решение Карабахского вопроса. Конечно, это не означает, что урегулирование должно осуществляться за счет интересов Азербайджана или Армении, пользуясь ситуацией. Истина всегда находится посередине, и можно будет достичь мира и решения подобных сложнейших конфликтных историй только тогда, когда обе стороны конфликта захотят и будут готовы решить конфликт.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск