Saturday, 04 05 2024
Saturday, 04 05 2024
Армянский правовой центр подал заявление о применении Закона Магнитского к более чем 40 азербайджанским чиновникам
МИД Армении поздравил польских коллег с Днем Конституции
Генеральный директор Ucom прочитал лекцию во Французском университете в Армении
В Индексе свободы прессы 2024 года Армения улучшила свои позиции, заняв 43-е место
В посольстве Франции исследователям, работавшим в Ереруйке, была вручена премия «Europе Nostra»
Майкл Карпентер на встрече с армянскими парламентариями подтвердил поддержку США территориальной целостности Армении
В транспортный парк Еревана поступят 171 новый автобус и 15 новых троллейбусов
Самвел Гукасян освобожден от должности главы административного района Кентрон города Еревана
Состоялась вторая репетиция представляющей Армению на конкурсе “Евровидение-2024” группы “Ладанива”
Состоялся телефонный разговор глав МИД Армении и Украины
Премьер-министру представлен отчет о деятельности Офиса интеллектуальной собственности за 2023 год
Восемь военнослужащих, пострадавших в ДТП на «Урале», выписаны из больниц
Авиакомпания FLYONE ARMENIA начала выполнение полетов по направлению Ереван- Ницца- Ереван
Лакшману Самаранаяке присвоено звание почетного доктора ЕГМУ
Член комитета Сената Франции по внешним отношениям, обороне и вооруженным силам Ронан ле Гле посетил Цицернакаберд
Уровень воды в озере Севан в апреле повысился на 11 см
12:35
Комиссия США по религиозной свободе призвала правительство выделить средства на защиту памятников культуры НК
Министр территориального управления и инфраструктур Армении принял посла Греции
В Вашингтоне состоялась встреча депутатов НС Армении с Фрэнком Паллоне и Джимом Костой
11:38
66 конгрессменов США призвали Конгресс выделить $200 миллионов беженцам из Арцаха и помочь Армении защититься
«Боруссия» с небольшим перевесом обыграла ПСЖ: Лига чемпионов
В Национальном собрании Армении продолжается работа очередного заседания
На участке сел Киранц-Хейремли проводится разминирование: полиция МВД Армении несет усиленную службу
Армения на всех платформах должна настаивать на повестке Гранады: о предстоящей в Алматы встрече Мирзоян-Байрамов
Армения должна обеспечить свою безопасность на основе легитимности: Никол Пашинян
Украина вышла из еще одного соглашения с СНГ
Обсуждены текущие программы военного сотрудничества РА-НАТО и возможности его расширения
Мирзоян провел рабочее совещание с сотрудниками посольства РА в Дохе
Айк Марутян собирается начать движение против пересмотра транспортного тарифа в августе
Айк Марутян основал новую партию: состоялся учредительный съезд

Что говорил Серж Саргсян о передаче земель, и почему Алиев не признает независимость Арцаха

Директор Армянского центра стратегических и национальных исследований, политолог Манвел Саргсян в беседе с Первым Информационным прокомментировал недавнее заявление Сержа Саргсяна о Карабахском конфликте, которое он сделал в Дилижане в ходе встречи с демобилизованными военнослужащими.

Президент Армении подчеркнул, что для армянской стороны самым важным является вопрос решения статуса Карабаха, и что он уверен в том, что настанет время, когда Карабахский конфликт будет решен именно этим путем. Серж Саргсян охарактеризовал как «глупость» разговоры о сдаче Азербайджану земель без решения статуса Карабаха.

Добавим, что позднее – 23 января, и президент Азербайджана Ильхам Алиев говорил о Карабахской проблеме, также в ходе встречи с военнослужащими заявив, что «Нагорному Карабаху никогда не будет предоставлена независимость».

— Господин Саргсян, Вы усматриваете перемену позиции в заявлении Сержа Саргсяна – по сравнению с его прежними заявлениями? Не будем забывать, что Серж Саргсян всегда высказывался в пользу компромиссных вариантов урегулирования конфликта – в том числе и территориальные уступки. Это последнее заявление означает, что мы в принципе не против территориальных уступок, но в первую очередь должен быть решен вопрос статуса Нагорного Карабаха?

— Это всего лишь акценты. Это всего лишь фрагмент из предложенного сопредседателями Минской группы варианта, что Азербайджан должен признать Карабах. В сущности, речь идет о Мадридских принципах. Фактически, на столе, с одной стороны, лежит вопрос признания независимости Карабаха, с другой стороны – вопрос возвращения земель. Ничего не изменилось, все осталось по-прежнему, и ничего не изменилось в комментариях руководства. Всего лишь после Апрельской войны в Армении и вообще во всем мире центральным стал именно вопрос статуса. Серж Саргсян также неоднократно заявлял об этом, и Лавров заявил еще резче. Фактически, поставлена такая задача, чтобы Азербайджан признал независимость Карабаха, что уже откроет путь к урегулированию конфликта.

Проблема статуса состоит в следующем: в предыдущем варианте урегулирования конфликта не было связующей формулы, всего лишь отмечалось, что возвращаются какие-то территории, решаются иные задачи, только после чего будет решен статус Карабаха. Сейчас это не так, все элементы урегулирования связаны друг с другом, поставлена общая формула, от Азербайджана требуется признать статус Карабаха. Существенная разница заключается в этом.

— То есть, перед Азербайджаном поставлена именно эта задача?

— Конечно, поставлена. Почему Алиев не согласился на подписание документа, например, в Казани? Когда армянская сторона сказала – мы предпримем первые шаги, а вы сделайте ваши шаги, азербайджанская сторона выдвинула 10 новых условий, потому что для них неприемлемо признать какое-либо право – как Карабаха, так и Армении. Они не идут на такой шаг и суть проблемы состоит в этом. У них нет желания признать право.

В Армении в последнее время много говорят о том, что мы хотим избежать войны, чтобы на границе не гибли солдаты. Это – серьезная проблема для Армении. У Азербайджана такой проблемы нет. Что же должно их заставить пойти на такой шаг? Они надеялись создать государство на территории бывшего советского Азербайджана, но не получилось. А сейчас поставленные задачи совершенно иные – они должны попытаться приобрести то, чего желают. Если утраченное отдано другому – зачем ему отдавать еще и право?

— В этом контексте как Вы прокомментируете ответ министра иностранных дел России Сергея Лаврова азербайджанскому журналисту? Правда, в значительной мере это является ответом на некорректный вопрос, что Карабахский вопрос не является внутренней проблемой Азербайджана, но Лавров также отметил, что конфликт не может быть решен с применением силы и что требование возврата земель сохраняется, однако только в том случае, если будет решен окончательный статус Нагорного Карабаха.

— Он всего лишь намного более резко указал на эту формулировку. Он напомнил азербайджанцам, что это – предложенная формула. Да, этот вопрос есть, но есть и вопрос статуса, он даже немного пошел дальше от Мадридских принципов, сказав не промежуточный, а окончательный статус. Интрига в этом. Лавров, фактически, обошел Минскую группу на один шаг.

— А почему он сделал такое заявление?

— Это уже исходит из общей политики России и связано с еще более широким контекстом. Россия ведет политику с Турцией, Ираном, другими странами. Это все одно общее.

— Политолог Александр Искандарян выразил мнение, что Азербайджан явным образом нарушил какие-то договоренности с Россией, и Лавров этим своим заявлением демонстрирует свое недовольство. О каких договоренностях идет речь?

— Мы можем всего лишь предположить, почему Россия пошла на такой шаг. Поэтому я и говорю – это заявление, составляющее компонент их общей политики, в контексте чисто российской политики. Каковы его причины – можно только предполагать.

— Почему Азербайджан сегодня обостряет ситуацию на передовой?

— Создает проблемы для Армении. Азербайджан постоянно пытается сказать, что он никогда не разделит чью-либо точку зрения. Таким будет его ответ. Это его военная дипломатия. Для Азербайджана – это некий способ оказывать воздействие.

— Это – та же военная дипломатия, которая была и до Апрельской войны?

— Конечно, та же самая. Это – единственный способ Азербайджана повлиять на ситуацию.

— Может ли нынешняя ситуация привести к серьезному обострению конфликта?

— Если попытаемся понять общую логику Апрельской войны, то это зависит от многих факторов. Любой шаг на линии соприкосновения имеет политическую цель, это конкретные военно-политические акции – в политических целях. Если мы говорим – может, не может, то должны видеть, какую задачу может поставить Азербайджан, чтобы посредством эскалации решить этот вопрос. Подобной задачи пока не видно. Кроме того, Азербайджан пока не может переварить политические последствия Апрельской войны, и, естественно, пытается любым способом от них избавиться. Так как политико-дипломатическая ситуация в некоторой мере изменилась, Азербайджану стало сложнее, и сейчас он пытается найти различные способы и изменить эту ситуацию. И этот адресованный Лаврову вопрос преследовал ту же цель – попытаться любым способом представить вопрос так, как они его представляют, что еще больше усложнило положение Азербайджана. Фактически, заставило главу МИД страны-сопредседателя проявить более резкую, жесткую позицию по отношению к Азербайджану.

— И, пожалуй, нет никаких сомнений в том, что журналист задал этот вопрос Лаврову по диктовке Баку?

— Это не важно, важен факт, что озвучивается вопрос, который имеет цель и который создает ситуацию, которая, пожалуй, не очень удачна для задающего его или для Азербайджана.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск