Sunday, 28 04 2024
Sunday, 28 04 2024
Арарат Мирзоян поздравил свою коллегу из Нидерландов по случаю Национального праздника
Повестка мира – это о предотвращении эмиграции. Премьер-министр
В РА нет справедливости, потому что мы не договорились, что есть справедливость. Пашинян
Погода в Армении
15:45
Москва поддерживает продолжение контактов между Баку и Ереваном. Дмитрий Песков
Новая жизнь – возложенным цветам в Цицернакаберде. Стартовал традиционный сбор цветов
Пограничный столб – это краеугольный камень территориальной целостности Армении. Пашинян
Гимнаст Гамлет Манукян – чемпион молодежного первенства, Мамикон Хачатрян – третий
«Родина – это государство. Любишь Родину – укрепляй государство». Н.Пашинян выступает с лекцией
28 апреля Армянская Апостольская Церковь отметит праздник явления Святого Креста
Прибывшие в РА по приглашению генпрокурора зарубежные делегации посетили Матенадаран
На территории РА есть закрытые автодороги
Мы решили, что мы хозяева дома, и идем по своему пути хозяев дома. Послание Н. Пашиняна к Дню гражданина
12:54
По делу военнослужащих, присоединившихся к акции протеста в Киранце, возбуждено уголовное дело
Мгера Григоряна не было в машине со специалистами, которые ехали в Киранц: офис вице-премьера
Премьер-министр утвердил список кандидатов от Республики Армения на должность судьи ЕСПЧ
Делегация Дании присоединилась к миссии наблюдателей ЕС в Армении
Замглавы МИД Армении и госминистр иностранных дел Катара коснулись вопросов региональной и международной безопасности
11:00
Азербайджан должен уважать права человека: канцлер Германии
Франция безоговорочно поддержит Армению: посол на мероприятии в Монтевидео по случаю годовщины Геноцида армян
Армения получила очередные предложения Азербайджана по проекту мирного договора: МИД
На границе Армении и Азербайджана установлено 28 пограничных столбов
18:55
В отношении двух лиц возбуждено уголовное преследование за государственную измену, они объявлены в розыск
На территории Республики Армения есть закрытые автодороги
Мы решаем вопрос существования Армении в ближайшие десятилетия: Пашинян
Армения и Италия обсудили вопросы военного сотрудничества
17:39
Канцлер Германии высоко оценил шансы на мирное урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном
17:20
Окампо прочел доклад «Международно-правовые аспекты насильственной депортации армян Нагорного Карабаха»
Министр финансов Армении принял посла ЕС Василиса Марагоса
16:42
По мнению депутата Бундестага, членство Армении в ЕС исходит из интересов самого ЕС

Стороны готовятся к новому обострению конфликта: эскалация практически неизбежна

Собеседник Первого Информационного – российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр.

— Господин Фельгенгауэр, на сегодняшний день часто обсуждается вероятность новый боестолкновений в зоне Карабахского конфликта. Как Вы считаете, какова вероятность возобновления войны?

— В сущности там военные действия бывают на регулярной основе. Несомненно, возможны эскалация или обострение. Вероятность есть, но когда именно это произойдет, я не могу сказать. Я считаю, что эскалация практически неизбежна в конечном итоге, так как между сторонами не проходят серьезные переговоры, позиции сторон выглядят совершенно несовместимыми, следовательно, я считаю, что в конце концов новое обострение на карабахском фронте и даже непосредственно на границе Армении и Азербайджана, более чем возможно.

— Неизбежно чисто в военном смысле, или же также с учетом политической ситуации?

— В военном смысле обе стороны готовятся. Рано или поздно произойдет столкновение. Политического процесса нет.

— Вы согласны с тем, что в данном конфликте так сказать естественным агрессором является Азербайджан, который даже не отрицает, что намерен решить конфликт с применением военной силы. Если да, то какие цели будет преследовать азербайджанская сторона, начав военные действия?

— Я не берусь предсказать, кто именно выстрелит первым или кто начнет эскалацию, но факт в том, что обе стороны готовы к обострению, может быть, у обеих сторон в этом есть определенная заинтересованность. Следовательно, вопрос уже не в том, произойдет это или нет, а в том, когда это произойдет, но новое обострение, как это было в апреле прошлого года, практически неизбежно, однако трудно сказать, кто будет формальным инициатором войны. Это похоже на танго: его всегда танцуют вдвоем. Я не могу сказать, в какой степени или в каких масштабах будет обострение. Оно может быть очень кратковременным, как «четырехдневная война» в апреле, а может быть и более серьезным – полномасштабная война, хотя едва ли она сразу начнется. Будем надеяться, что новое обострение будет таким же непродолжительным, как апрельская война.

Сегодня ничего толком сказать нельзя, но я убежден, что обе стороны – и армянский, и азербайджанский военные штабы готовятся к предстоящему обострению.

— А как проявляется эта готовность? Стороны вооружаются, приобретают новые виды военной техники?

— Конечно, обе стороны закупают новое вооружение, готовятся. Обе стороны в определенном смысле не удовлетворены «четырехдневной войной». И в азербайджанском обществе есть запрос сделать большее, и, несомненно, есть запрос и в армянском обществе – хотя бы вернуть те позиции, которые были утрачены в апреле.

— В армянском обществе точно нет запроса на войну.

— Ну посмотрим.

— Новое обострение, на Ваш взгляд, будет следствием естественного развития ситуации, возникшей за последние годы в зоне конфликта, или же это невозможно без соответствующего политического решения?

— Две вооруженные силы стоят лицом к лицу и постоянно друг друга обстреливают, также с обеих сторон бывают и потери. Там, фактически, нет наблюдателей (только иногда появляются несколько наблюдателей из ОБСЕ), нет нейтрализованных зон, окопы находятся напротив окопов, и стреляют ежедневно. Конечно, рано или поздно обострение неизбежно. Невозможно даже устойчивое перемирие. По сути, перемирия и нет, просто в настоящее время уровень боевых действий пока очень низок, но в любой момент он может повыситься. Конечно, необходимо решение для такого обострения, но с другой стороны, оно может начаться и произвольно: кто-то выстрелит, остальные ответят, и начинается эскалация, когда обе стороны готовы к ней.

— Какую позицию займет Москва на этот раз, если произойдет новая эскалация и новое нападение со стороны Азербайджана? Многие эксперты ссылаются заявление Сергея Лаврова о том, что Карабахский конфликт не является внутренним делом Азербайджана, и что военное решение конфликта неприемлемо.

— Эскалация конфликта на карабахском фронте не нужна Москве. С другой стороны, у Кремля есть много других забот, и на этот вопрос не обращают серьезного внимания до тех пор, пока не происходит серьезного обострения. Нынешний уровень конфликта, казалось бы, приемлем, так как есть ряд других важных проблем – Сирия, Украина, есть непонятная и неустойчивая администрация Трампа и так далее. Если начнут стрелять, мы начнем оказывать давление на стороны – как в апреле прошлого года, попытаемся убедить или даже надавить на стороны, чтобы те прекратили военные действия.

— Москве обострение выгодно, или же оно является угрозой безопасности России, потому что российские аналитики пишут аналитические статьи, доклады, в которых Карабахский конфликт отмечается как угроза.

— Определенная угроза, конечно, есть, но я имею в виду, что она сегодня не основная для России, есть многие иные – более существенные угрозы. Недавно в Баку состоялась встреча глав Генштабов США и России. После этого мой телефон разрывался от звонков из Баку, мол, «что это означает?». Я отвечаю – это не имеет никакого отношения к Карабаху, это попросту встреча на нейтральной территории. Следовательно, конфликт является приоритетом для Еревана и Баку, но не для Москвы. С другой стороны, России сейчас война там и вовсе не нужна. В принципе, Россия хотела бы иметь близкие отношения и с Ереваном, и с Баку, в какой-то мере восстановить прежнее советское доминирование во всем Закавказском регионе, следовательно, Россия пытается сохранять равновесие между сторонами, что, конечно, многим в Ереване не нравится, потому что в формальном плане, Армения – союзник России, а Азербайджан – не союзник, но Россия стремиться иметь равные отношения с обеими странами. Обе страны нужны России.

  — А глобальные процессы, насколько нынешний уровень отношений России и США влияет на вероятность новой войны? В Белом доме появился новый президент, который совершенно иначе смотрит на отношения с Россией, на вопросы безопасности, и даже на отношения США с НАТО. Это каким-либо образом влияет на политику Россию конкретно в нашем регионе?

— Опять же не очень, это сейчас не главный вопрос. Да, были надежды, что появится возможность договориться с Трампом, но с другой стороны, совершенно ясно, что Трамп – деструктивный элемент, он разрушает старые американские альянсы или союзы, а это тоже очень важное обстоятельство.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск