Tuesday, 07 05 2024
Tuesday, 07 05 2024
ОДКБ хотела прийти в Армению не в качестве союзника, а в качестве миротворца: Никол Пашинян
В прошлом году ВВП на душу населения в Армении превысил $8 000
В первом квартале этого года в Армении зарегистрирован двузначный рост показателя экономической активности
Мгер Григорян и Ивана Живкович обсудили программы, реализуемые ПРООН в Армении
Ален Симонян и Ивана Живкович обсудили процесс нормализации армяно- азербайджанских отношений
Частичка Вечного огня, горящего у Могилы Неизвестного солдата в Москве, была донесена и в Гюмри
На одном из ближайших заседаний правительство примет жилищную программу для вынужденных переселенцев из НК
Пашинян и Путин обсудят вопросы двусторонней и многосторонней повестки
12:54
В Москве проходит пятая инаугурация президента России Владимира Путина
На встрече министров ИД Армении и Азербайджана будет обсужден и вопрос включения Алматинской декларации в мирный договор
Управление, сокращение и устранение вражды с Турцией и Азербайджаном: премьер-министр представил свое видение
«Мы рядом»: новая программа поддержки IDBank для вынужденных переселенцев из Арцаха
Военно-Грузинская дорога временно закрыта для всех видов транспортных средств
В Лиге чемпионов УЕФА стартуют ответные матчи полуфинала
Сближение отношений РА-ЕС носит более институциональный характер: мнение аналитика
Президент Республики Армения с рабочим визитом посетит штат Калифорния
Премьер-министр Армении и президент РФ проведут двустороннюю встречу 8 мая: представитель Кремля
На армяно-азербайджанской границе установлено 40 пограничных столбов
Глава МИД Армении выразил осторожный оптимизм относительно предстоящих армяно-азербайджанских переговоров в Алматы
Мирзоян выразил уверенность в дальнейшем развитии повестки Армения-ЕС в период председательства Венгрии
Армения рассматривает возможность поставок возобновляемой энергии в страны- члены ЕС
Мы готовимся начать диалог о либерализации визового режима между Арменией и ЕС: министр иностранных дел Венгрии
Арарат Мирзоян подтвердил приверженность Армении усилиям по достижению мира на Южном Кавказе
Армения и Венгрия достигли соглашения об открытии в своих странах посольств обеих стран
На потребительском рынке Армении в апреле был зафиксирован рост цен на 0,6%
Армения и Венгрия подписали соглашение об экономическом сотрудничестве и программу сотрудничества МИД РА с МИД Венгрии
На территории Армении ожидаются осадки
Я думаю, что участие было бы правильным: председатель НС Армении об участии премьер-министра в заседании ЕАЭС
Встреча министров иностранных дел Армении и Венгрии в Будапеште продолжилась в расширенном формате
Никол Пашинян не примет участия в церемонии инаугурации Владимира Путина

Венская повестка усыплена, но проснется на арцахско-азербайджанской границе

Остается ли в процессе карабахского урегулирования венская повестка или нет? Это – наиболее часто задаваемый после встречи Налбандян-Мамедъяров в Нью-Йорке вопрос, а также и, пожалуй, единственная выражаемая тревога – в связи с тем, что венской повестки больше нет, а это было так сказать повесткой Армении, так как ключевым в ней было внедрение международного механизма по поддержанию режима перемирия.

Практически, это было арцахско-азербайджанским разграничением, своеобразной демаркацией, которая в Вене оказалась в повестке урегулирования. Это было для Азербайджана первым политико-дипломатическим последствием после его апрельской авантюры, зафиксированным на проведенной в Вене под эгидой США встрече Саргсян-Алиев. После этого Баку попытался на второй встрече, состоявшейся через месяц под эгидой Путина в Санкт-Петербурге аннулировать эту повестку, но США и Франция не позволили сделать это. Третья же встреча так и не состоялась.

А сейчас речь идет и вероятности третьей встречи, однако в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ после рассмотренной как подготовительный этап к ней встречи Налбандян-Мамедъяров, не было никакого упоминания о венской повестке, что стало основанием для заключений или тревоги, что венская повестка впредь аннулирована. Так ли это или нет –довольно трудно сказать, потому что никто не знает, о чем говорят участники процесса урегулирования на различных встречах. С другой стороны, чисто теоретически венская повестка является так сказать политической атмосферой, а не конкретным процессом, которая должна за определенный период времени сделать реальностью внедрение международных механизмов для поддержания режима перемирия.

Несомненно, что Баку на это не согласится, а Баку не загонят в угол, не будут оказывать давления, потому что один из потенциальных «оказывателей давления» на Баку – Россия, также против подобной демаркации, потому что она снижает возможность для российского менеджмента в конфликте, что является для Москвы ключевым элементом в ее общей кавказской политике. Таким образом, очевидно, что практической перспективы тому, что в ближайшем или видимом будущем появиться соглашение касательно механизмов по поддержанию перемирия, не было, пожалуй, с самого начала.

Иное дело вопрос политической атмосферы, когда Баку, так сказать, за весь постапрельский период был вынужден быть в роли отрицающего, сопротивляющегося, защищающегося. И вот когда с повестки выходят венские договоренности, то и Баку выходит из этой своей роли. В этом вопрос и цена повестки, следовательно, именно здесь и можно говорить о дипломатическом упущении. Если, конечно, венская повестка окончательно изъята. С другой стороны, только лишь то, что сопредседатели не упомянули о венской повестке в своем заявлении после встречи Налбандян-Мамедъяров, дает ли основание сделать вывод об аннулировании повестки? В конце концов, в этом заявлении сопредседатели практически ни о чем и не говорили, следовательно, если нет венской повестки, то что же есть? А что может быть? Практически не намечается ничего, что могло бы заменить венскую повестку, за исключением, пожалуй, варианта, когда появится какое-либо имитационное содержание, переговоры, которые будут, так сказать, шагом на встречу Азербайджану.

То есть, Баку воздержится от авантюр на границе, шантажа широкомасштабной эскалацией, а вместо этого венская повестка временно изъята, но не из процесса вообще, а из лексикона, текстов сопредседателей – для того, чтобы не подвергать Баку излишнему дипломатическому давлению и показывая, что в действительности переговоры возобновлены без предусловия о внедрении механизма перемирия. Конечно, пока рано говорить даже о том, что переговоры возобновились, но намечается возможность прихода к согласию вокруг этого «условия», что может оказаться выгодным для всех – по меньшей мере в определенной среднесрочной перспективе. Однако очевидно, что это будет временным решением, которое даже можно посчитать висящим на ниточке, и стабилизация ситуации требует максимально институциональных и предполагающих ответственность решений.

Хотя, с другой стороны, не исключено, что в случае второй авантюры венская повестка вернется не только за стол переговоров или встреч, а уже непосредственно, прямиком на арцахско-азербайджанскую границу, придав юридическую и институциональную констатацию статусу-кво.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск