Saturday, 04 05 2024
Saturday, 04 05 2024
Армянский правовой центр подал заявление о применении Закона Магнитского к более чем 40 азербайджанским чиновникам
МИД Армении поздравил польских коллег с Днем Конституции
Генеральный директор Ucom прочитал лекцию во Французском университете в Армении
В Индексе свободы прессы 2024 года Армения улучшила свои позиции, заняв 43-е место
В посольстве Франции исследователям, работавшим в Ереруйке, была вручена премия «Europе Nostra»
Майкл Карпентер на встрече с армянскими парламентариями подтвердил поддержку США территориальной целостности Армении
В транспортный парк Еревана поступят 171 новый автобус и 15 новых троллейбусов
Самвел Гукасян освобожден от должности главы административного района Кентрон города Еревана
Состоялась вторая репетиция представляющей Армению на конкурсе “Евровидение-2024” группы “Ладанива”
Состоялся телефонный разговор глав МИД Армении и Украины
Премьер-министру представлен отчет о деятельности Офиса интеллектуальной собственности за 2023 год
Восемь военнослужащих, пострадавших в ДТП на «Урале», выписаны из больниц
Авиакомпания FLYONE ARMENIA начала выполнение полетов по направлению Ереван- Ницца- Ереван
Лакшману Самаранаяке присвоено звание почетного доктора ЕГМУ
Член комитета Сената Франции по внешним отношениям, обороне и вооруженным силам Ронан ле Гле посетил Цицернакаберд
Уровень воды в озере Севан в апреле повысился на 11 см
12:35
Комиссия США по религиозной свободе призвала правительство выделить средства на защиту памятников культуры НК
Министр территориального управления и инфраструктур Армении принял посла Греции
В Вашингтоне состоялась встреча депутатов НС Армении с Фрэнком Паллоне и Джимом Костой
11:38
66 конгрессменов США призвали Конгресс выделить $200 миллионов беженцам из Арцаха и помочь Армении защититься
«Боруссия» с небольшим перевесом обыграла ПСЖ: Лига чемпионов
В Национальном собрании Армении продолжается работа очередного заседания
На участке сел Киранц-Хейремли проводится разминирование: полиция МВД Армении несет усиленную службу
Армения на всех платформах должна настаивать на повестке Гранады: о предстоящей в Алматы встрече Мирзоян-Байрамов
Армения должна обеспечить свою безопасность на основе легитимности: Никол Пашинян
Украина вышла из еще одного соглашения с СНГ
Обсуждены текущие программы военного сотрудничества РА-НАТО и возможности его расширения
Мирзоян провел рабочее совещание с сотрудниками посольства РА в Дохе
Айк Марутян собирается начать движение против пересмотра транспортного тарифа в августе
Айк Марутян основал новую партию: состоялся учредительный съезд

2018 год Саргсяна и 2019 год Эрдогана: Турция может преподнести сюрпризы 

Сегодня урегулирование отношений Армения-Турция не является для Турции приоритетом. В данный момент приоритетом президента Эрдогана является победа на президентских выборах в 2019 году и все остальные вопросы он рассматривает именно сквозь эту призму. Но Турция полна сюрпризов, и всегда можно ждать новой футбольной, шахматной или иного рода дипломатии между двумя странами. В беседе с Первым Информационным такое мнение выразила политический аналитик брюссельского «Центра европейской политики» Аманда Пол, оценивая перспективы армяно-турецкого примирения в контексте отношений Турция-Евросоюз.

— Аманда, видите ли Вы в политике Турции тенденции для улучшения отношений с Евросоюзом – с учетом последней встречи Эрдогана с Макроном, переговоры Чавушоглу в Германии, предстоящий визит президента Турции в Ватикан. СМИ также пишут, что в ближайшее время состоятся встречи высокого уровня Турция-ЕС. Какое значение имеет наличие еще лучших отношений с ЕС для Турции в тот период, когда последняя оказалась в весьма сложном положении из-за своей ближневосточной политики, и испортила отношения с США и рядом других стран-членов НАТО.

— Судя по комментариям некоторых турецких чиновников не очень очевидно, что Турция хочет наладить отношения с ЕС. Анкара, казалось бы, не очень хорошо понимает важность отношений с ЕС – в частности с точки зрения экономики и торговли, но не только. Сотрудничество в сферах энергетики, миграции и антитеррористической борьбы имеет колоссальное значение для обеих сторон. Турция привязана к Европе на протяжении веков. Османская империя была европейской империей. Европа – в ДНК Турции. И хотя уже очень давно отношения стали очень сложными из-за ряда причин, тем не менее, мы не намерены сделать резкий поворот. Но сейчас мы уже переходим на более конструктивный этап.

Это исходит из того подхода, что обе стороны сознают необходимость снизить напряженность в отношениях и начать более конструктивный диалог. Более того, в свете ухудшения отношений с США Турция прилагает усилия для укрепления своих связей с ЕС. И Турция, и ряд государств-членов ЕС – включая Германию, Нидерланды и, конечно, Францию, приложили усилия для снижения напряженности.

Политика Турции на Ближнем Востоке на сегодняшний день принципиально направлена на укрепление безопасности. Это – некая проблема, которая не должна беспокоить США и других членов НАТО, так как они не имеют общих границ с Сирией. А опасения Турции весьма реальны. Турция хочет полностью контролировать свои границы, освободить эти территории от террористических группировок. Министерство обороны США неоднократно заявляло, что Турция имеет законное право беспокоиться о ситуации, царящей и ее южных границ. Следовательно, США, может быть, и не очень рады турецкой операции «Оливковая ветвь» в Африне, но вынуждены с этим смириться.

Русские также вынуждены смириться с этой реальностью, поскольку проблем и разногласий между Анкарой и Вашингтоном стало больше, а Москва, как мы видим, успешно пользуется этим. Политика США и политика Турции в этом регионе с течением времени все больше противопоставляются друг другу. Намерение Соединенных Штатов – создать в граничащих с Турцией районах 30-тысячное войсковое объединение, в которое войдут также курдские Отряды народной самообороны (YPG) со стороны Турции было рассмотрено как расширение террористической Рабочей партии Курдистана (РКК). Это было очень неправильным шагом, и показывает, насколько сегодня политика США в этом регионе недальновидна.

Хочу добавить, что и проблема Иерусалима помогла отношениям Турция-ЕС. Президент Эрдоган заявил, что решение Евросоюза по Иерусалиму — аль- Кудсу (арабское название Иерусалима — ред.) — может помочь подготовить общую почву для улучшения отношений между Турцией и ЕС. С этой точки зрения Трамп преподнес Турции два «подарка». Первым был Иерусалим, а второй – решение о формировании пограничных сил в Сирии, которые проложили путь для того, чтобы роль Турции в регионе стала больше.

— Как Турция представляет свои отношения с ЕС после последнего заявления президента Франции Эммануэля Макрона о том, чтобы начать думать не о членстве Турции в ЕС, а о сотрудничестве Турция-ЕС?

— Что касается заявления Макрона, то реакция президента Эрдигана была достаточно мягкой, и сказанное им не означает, что Анкара готова принять иного рода отношения с ЕС. Турция внятно заявила, что в данный момент она не заинтересована в отношениях иного рода кроме полноценного членства, несмотря на тот факт, что сегодня это весьма невероятно. В то же время, конечно, Турции очень трудно продать билет «привилегированного партнерства» или особого/стратегического партнера, так как у ЕС и Турции уже есть этот уровень отношений. Тем не менее, этот подход в будущем может измениться – вероятно, после того, как соглашение по Брэкзиту будет полностью осуществлено. Возможно, что Турция посчитает интересной новую договоренность между ЕС и Великобританией.

— Как повлияет ЕС на внутреннюю ситуацию в Турции, демократические процессы, внешнюю политику и ее отношения с партнерами и соседями? Улучшение отношений Турция-ЕС может ли поспособствовать, чтобы Турция каким-то образом изменила свой подход в вопросе отношений с Арменией, ведь Турция сейчас заявляет, что «да, мы остаемся приверженными армяно-турецким протоколам», но следом добавляет, что «сначала верните Карабах Азербайджану».  

— В данный момент приоритетом президента Эрдогана является победа на президентских выборах в 2019 году. Все политические решения могут быть рассмотрены именно сквозь эту призму. Я не думаю, что демократическая ситуация существенно улучшится. По всей вероятности, чрезвычайное положение в стране сохранится до проведения выборов, также сохранится и давление на критиков власти. ЕС должен продолжить вовлеченность и сотрудничество с Турцией в сферах взаимных интересов, что может помочь восстановить доверие между двумя сторонами. В то же время ЕС должен оставаться верным тем ценностям, о которых всегда говорит. Нелегко добиться баланса. Он должен осторожно использовать имеющиеся у него рычаги, и экономические рычаги в этом смысле занимают не последнее место.

Я не думаю, что примирения Армения-Турция в данный момент является для Турции приоритетом. Позиция Анкары весьма ясна – Армения должна вернуть «оккупированные территории» — в качестве первого шага, чтобы разорвать те цепи, которые обескровливают этот регион.

— Когда президент Армении заявляет, что Армения вступит в весну 2018 года без армяно-турецких протоколов, если Турция не сделает ни шага в направлении их осуществления, можем ли заключить, что этот период «футбольной дипломатии» подошел к концу? В таком случае каким образом Вы представляете дальнейшие усилия, действия для налаживания какого-либо диалога между двумя странами?

— Давайте не будем делать поспешных выводов. В Турции и в Армении есть много людей, которые хотят, чтобы отношения были урегулированы, а границы – открыты. Давайте не будем забывать, какой долгий путь мы прошли для создания позитивных связей между странами на уровне народов. Турция полна сюрпризов, и всегда есть вероятность того, что в будущем мы можем увидеть футбольную, шахматную или иного рода дипломатию.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск