Monday, 29 04 2024
Monday, 29 04 2024
Начался официальный визит министра иностранных дел РА Арарата Мирзояна в Катар
У всех наших спортсменов были травмы. Серобян
Фонд гюмрийского дома-музея Ованеса Шираза пополнился новыми экспонатами
Теперь я больше мотивирован на Олимпиаду. Артур Давтян
Пять жертв, восемь раненых. На месте крушения иранского автобуса продолжаются работы. СС МВД
РА скоро передаст Турции свои подходы к восстановлению моста через Ани. ПП Маргара-Алижан готов. МИД
Пашинян с супругой встретился с финалистами турнира «Кубок премьер-министра РА» по настольному теннису
Число жертв аварии иранского автобуса в Сюнике растет: новые подробности от МВД
Минобороны РА призывает воздержаться от распространения лжи и дезинформации
Азербайджанец пострадал в результате взрыва мины в Шушинском районе
Состоялся телефонный разговор Никола Пашиняна и Энтони Блинкена
Договоренности Эрдогана с Москвой для Алиева — возможность тянуть переговоры под патронажем Запада
Арарат Мирзоян поздравил свою коллегу из Нидерландов по случаю Национального праздника
Повестка мира – это о предотвращении эмиграции. Премьер-министр
В РА нет справедливости, потому что мы не договорились, что есть справедливость. Пашинян
Погода в Армении
15:45
Москва поддерживает продолжение контактов между Баку и Ереваном. Дмитрий Песков
Новая жизнь – возложенным цветам в Цицернакаберде. Стартовал традиционный сбор цветов
Пограничный столб – это краеугольный камень территориальной целостности Армении. Пашинян
Гимнаст Гамлет Манукян – чемпион молодежного первенства, Мамикон Хачатрян – третий
«Родина – это государство. Любишь Родину – укрепляй государство». Н.Пашинян выступает с лекцией
28 апреля Армянская Апостольская Церковь отметит праздник явления Святого Креста
Прибывшие в РА по приглашению генпрокурора зарубежные делегации посетили Матенадаран
На территории РА есть закрытые автодороги
Мы решили, что мы хозяева дома, и идем по своему пути хозяев дома. Послание Н. Пашиняна к Дню гражданина
12:54
По делу военнослужащих, присоединившихся к акции протеста в Киранце, возбуждено уголовное дело
Мгера Григоряна не было в машине со специалистами, которые ехали в Киранц: офис вице-премьера
Премьер-министр утвердил список кандидатов от Республики Армения на должность судьи ЕСПЧ
Делегация Дании присоединилась к миссии наблюдателей ЕС в Армении
Замглавы МИД Армении и госминистр иностранных дел Катара коснулись вопросов региональной и международной безопасности

Если Россия окажет давление на Армению, она потеряет Ереван, а Азербайджан нашим завтра не станет: Сергей Маркедонов

Собеседник Первого Информационного – доцент кафедры регионоведения и внешней политики РГГУ, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.

Господин Маркедонов, мы увидели, что участие Армении в саммите НАТО вызвало Москве неоднозначную реакцию. Если новые власти Армении не намерены менять курс внешней политики, в чем причина такой реакции?

— Когда мы говорим о Москве, давайте сразу уточним термины, чтобы иметь полноценный диалог, а не разговор между слепым и глухим. Когда мы говорим о Москве, мы имеем в виду Кремль, администрацию президента, МИД РФ или публикации некоторых людей? Если говорить о публикациях Дугина или других людей, то это – не официальная позиция Москвы. Есть много экспертных мнений, почему-то на постсоветском пространстве есть мнение, что все московские эксперты одинаковы. Нет, у нас разные мнения, разные дискурсы. Для некоторых это ужасный вызов, а для некоторых – нормальная практика.

Что произошло в Брюсселе? Пашинян поехал туда. Что, туда не ездил Саргсян? Конечно, ездил, и Налбандян ездил. Разве Всеобъемлющее и расширенное партнерское соглашение подписано не предыдущим руководством? Конечно, они подписали. Что есть нового, что, Пашинян заявил, что Армения выходит из ЕАЭС и ОДКБ и собирается стать членом НАТО? Нет. Это нормальная практика работы, есть новый руководитель, знакомится с одной стороны с российской элитой, с Путиным, а с другой – с лидерами других стран. Я и многие другие эксперты здесь не видим никаких проблем. Конечно, есть ревность, НАТО — это организация, с которой у России связаны не лучшие воспоминания. НАТО расширилось после холодной войны больше, чем во время «холодной войны». Россия пессимистично относится к военной организации, расширяющей свои границы. Этот пессимизм имеет свою основу, альянс использует наши разногласия с постсоветскими странами, чтобы усилить там антироссийские настроения. Конечно, этот контекст оставляет определенный след в армяно-российских отношениях, они не развиваются в вакууме, они имеют побочные эффекты. Но брать это за основание и говорить, что отношения критические – неправильно. Повторяю, это обычная деловая поездка, принятая декларация – об урегулировании конфликта на основе международных норм и территориальной целостности, и на этот раз принята.

Возможно, вам известно также мнение премьер-министра Пашиняна о сотрудничестве Армения-ЕС, которое он озвучил в аэропорту Брюсселя. Не считаете ли вы, что неудовлетворенность Евросоюзом еще больше сближает Армению с Россией?

– Европейский союз прагматичен, если кто-то в Армении воспринимает ЕС как совет безопасности, это не так, это сухие экономические интересы. Что касается демократии, то мы видели представителей Брюсселя, которые приезжают в соседнюю страну и говорят о прогрессе демократии. Думать, что если вы будете больше работать с ЕС, это будет более демократичным, бессмысленным. Например, я бы не сказал, что в Украине после 2014 года демократия выросла, хаос вырос, но точно не демократия. Для Армении ЕС важен как торговый партнер, торговля с ЕС и ЕАЭС составляет 50-50, чуть меньше, чуть больше. В плане модернизации также важно, но ЕС не может быть поставщиком безопасности. Я понимаю недовольство Пашиняна, но и Евросоюз также необходимо понять, они не будут активно инвестировать в страну, у которой есть неурегулированный конфликт. Следует понимать, что внутренняя политика в Армении находится в сложной ситуации. Армению ожидают два важных выбора: внеочередные парламентские выборы и выборы в Совет старейшин после отставки мэра. Пока не полностью решена кадровая политика, мы видим, что есть нехватка кадров. Кроме того, ужесточилась позиция Армении с точки зрения переговоров с Азербайджаном. Это не так, что Азербайджан идеален, делает много воинственных заявлений по Карабаху, Нахичевану, говорит, что мы вернули 11 000 гектаров и т.д., но позиция Армении также ужесточилась, и в таких условиях Европейский союз не будет рисковать. Но в связи с разрешением конфликта нет альтернативы близости с Россией. А что Россия говорит — мы поможем, но мы не будем действовать вместо Армении и Азербайджана, найдите компромиссный вариант, и мы поможем. На мой взгляд, Москва не заинтересована в ускорении переговорного процесса. Многие в Армении пишут, что Москва хочет оказать давление Армению, чтобы сдала районы, но почему, что получит Москва? Баку бросит все и станет членом ЕАЭС? Нет. Что произойдет, соглашение века будет аннулировано, Баку-Тбилиси-Джейхан взорвут, и газ будет транспортироваться в Москву? Нет. Оказывая давление на Армению, сегодня потеряем Ереван, а завтра Азербайджан не станет нашим. Я не вижу никакой пользы от давления России на Армению. Могут давить далекие страны, а для России это близкое соседство, мы не можем рисковать.

В Москве есть опасения относительно кадровых назначений в Армении, мы часто видим публикации об их прозападной деятельности. Действительно ли эти назначения являются проблемой для Кремля?

— Я бы не сказал прозападный, что мы понимаем, говоря прозападный? Эти люди были сторонниками членства в НАТО, возможно, у них было негативное отношение к ЕАЭС, но напомню – Тигран Саргсян, вы помните его, он говорил, что Таможенный союз невозможен, потому что у нас нет общей границы, где он сейчас? Следует объяснить. В 94 году Лукашенко принимали очень плохо, говорили, что он колхозник, борющийся с коррупцией, а теперь он является нашей дружественной страной. Когда оппозиция становится властью, все остальное продолжается иначе.

— Вы наблюдаете подобную тенденцию?

– Например, сегодня я общался с Арменом Григоряном, я был с ним знаком ранее. Он раньше говорил со мной по-английски, сейчас по-русски, вот ответ на ваш вопрос. Я его не заставлял, я довольно хорошо понимаю английский.

Он приехал поговорить с Патрушевым, а говорили – разве генерал будет с ним говорить, но они встретились, договорились о продолжении сотрудничества. Вы понимаете, что быть оппозицией и стать правительством – это разные вещи. Воронин говорил, что Молдова вступит в сотрудничество с Россией и Белоруссией, но вступила ли? Янукович говорил, что Украина признает Абхазию, до сих пор признает. Ситуация меняется, поэтому нужно отбросить эмоции.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск