Wednesday, 08 05 2024
Wednesday, 08 05 2024
ОДКБ хотела прийти в Армению не в качестве союзника, а в качестве миротворца: Никол Пашинян
В прошлом году ВВП на душу населения в Армении превысил $8 000
В первом квартале этого года в Армении зарегистрирован двузначный рост показателя экономической активности
Мгер Григорян и Ивана Живкович обсудили программы, реализуемые ПРООН в Армении
Ален Симонян и Ивана Живкович обсудили процесс нормализации армяно- азербайджанских отношений
Частичка Вечного огня, горящего у Могилы Неизвестного солдата в Москве, была донесена и в Гюмри
На одном из ближайших заседаний правительство примет жилищную программу для вынужденных переселенцев из НК
Пашинян и Путин обсудят вопросы двусторонней и многосторонней повестки
12:54
В Москве проходит пятая инаугурация президента России Владимира Путина
На встрече министров ИД Армении и Азербайджана будет обсужден и вопрос включения Алматинской декларации в мирный договор
Управление, сокращение и устранение вражды с Турцией и Азербайджаном: премьер-министр представил свое видение
«Мы рядом»: новая программа поддержки IDBank для вынужденных переселенцев из Арцаха
Военно-Грузинская дорога временно закрыта для всех видов транспортных средств
В Лиге чемпионов УЕФА стартуют ответные матчи полуфинала
Сближение отношений РА-ЕС носит более институциональный характер: мнение аналитика
Президент Республики Армения с рабочим визитом посетит штат Калифорния
Премьер-министр Армении и президент РФ проведут двустороннюю встречу 8 мая: представитель Кремля
На армяно-азербайджанской границе установлено 40 пограничных столбов
Глава МИД Армении выразил осторожный оптимизм относительно предстоящих армяно-азербайджанских переговоров в Алматы
Мирзоян выразил уверенность в дальнейшем развитии повестки Армения-ЕС в период председательства Венгрии
Армения рассматривает возможность поставок возобновляемой энергии в страны- члены ЕС
Мы готовимся начать диалог о либерализации визового режима между Арменией и ЕС: министр иностранных дел Венгрии
Арарат Мирзоян подтвердил приверженность Армении усилиям по достижению мира на Южном Кавказе
Армения и Венгрия достигли соглашения об открытии в своих странах посольств обеих стран
На потребительском рынке Армении в апреле был зафиксирован рост цен на 0,6%
Армения и Венгрия подписали соглашение об экономическом сотрудничестве и программу сотрудничества МИД РА с МИД Венгрии
На территории Армении ожидаются осадки
Я думаю, что участие было бы правильным: председатель НС Армении об участии премьер-министра в заседании ЕАЭС
Встреча министров иностранных дел Армении и Венгрии в Будапеште продолжилась в расширенном формате
Никол Пашинян не примет участия в церемонии инаугурации Владимира Путина

Роберт Кочарян упустил момент выхода

В своем очередном интервью, касаясь внутриполитических перспектив, второй президент Кочарян заявил об ожидаемых осенью активных развитиях и формировании нескольких оппозиционных полюсов, которые, по его словам, с одной стороны будут отражать формулу «консенсус минус один», о которой объявил Роберт Кочарян за день до ареста, с другой стороны станут прелюдией к еще широкому объединению. Кочарян заявляет, что общество устанет от популизма, потеряет доверие к власти, и вопрос власти во всех случаях будет решен на улице и посредством внеочередных выборов парламента.

Эта тактика или представление совершенно не новы, и именно в этом смысле интересно, что Роберт Кочарян фактически играет с открытыми картами. Это в каком-то смысле удивительно и не свойственно ему, поскольку даже в годы правления он не отличался подобной открытой политической игрой. Более того, для того, чтобы раньше времени раскрывать карты перед действующей властью, либо нужно иметь безграничную, сверхуверенность в том, что у власти нет против этого никакой игры и не сможет найти ее со временем, либо Роберт Кочарян в действительности имеет другие планы и представления, чем то, о чем он говорит открыто и уже длительное время, как лично, так и посредством своих единомышленников, в различных форматах.

С другой стороны, возможен также «третий путь» или, скорее, вариант, который, конечно, мало связан с принятым или распространенным среди нас тем, что мы наблюдаем. Речь идет о том, что, либо у второго президента нет другого плана и он ничего не скрывает, и в то же время не имеет сверхуверенности в успехе и непреодолимости своих планов. Просто у него нет другого выхода, кроме как говорить об этом открытым текстом, поскольку в противном случае у его собственных кругов могут возникнуть вопросы, сомнения, неопределенность.

При этом заметно, и давно, что это обстоятельство беспокоит и второго президента, и он периодически направляет определенное сообщение своим сторонникам, чтобы не отчаивались и не разочаровывались.

Если нет такого риска или ожидания, то не было бы нужды в таком сообщении. Следовательно, возможно в сложной ситуации второго президента логика простых действий дает общественности неоправданное многослойное заключение, в то время как все более чем ясно, и Роберт Кочарян реализует минимальную программу, альтернативой которой является отказ от политики. Отказываясь от политики, он практически потеряет ощутимый оборонительный инструментарий. Вопрос в том, что второй президент уже создал достаточно ощутимую структуру в этом смысле. Он мог отказаться от политического инструментария, подхода к построению своей защиты, так сказать, преимущественно в политической плоскости или на ее основе, в прошлом году, сразу после предъявления обвинения и первого ареста или хотя бы первого освобождения, концентрируясь исключительно на правовой защите. Однако расчет Роберта Кочаряна состоял в том, что он, превратив политическую основу в фактор, консолидирует вокруг себя и внешние центры. Сейчас, издалека, конечно, довольно сложно точно сказать, имел ли Кочарян основания для такого расчета, или он переоценил свою субъектность и недооценил политические способности и базу новой власти Армении в целом. Причем, то, что он продолжает играть на этой недооценке, заметно по сей день, но в то же время заметно и то, что эта игра преимущественно продиктована уже сформированной логикой, которая не оставила путей отступления от нее. Одновременно ясно, что консолидация с внешним реально взвешенным потенциалом не удалась, и Роберт Кочарян пока вынужден опираться на внутренние консолидационные полюсы.

Отказаться от политической структуры обороны и остаться лишь на правовой — для второго президента уже, наверное, поздно, он зашел довольно далеко, чтобы встать и вернуться. В то же время очевидно, что у него есть серьезная проблема — проблема лидерства в вопросе внутренней консолидации, и очевидно, что Кочарян, несколько месяцев назад выдвинувший единственную амбицию, сейчас говорит о том, что не будет единственного или решающего звена.

Это свидетельствует именно о том, что он не получал необходимых для него сигналов из-за рубежа, в частности, из России, а внутри это обстоятельство имеет большое значение у тех сил, которых намерен консолидировать второй президент и сформировать «консенсус минус один», поскольку эти силы всегда руководствовались логикой поддержки «плюс один» — России, и при малейшем сомнении в этом избегали рисковать.

Второй президент прошел практически через тот же «канал» в 20013-15 годах, когда, в конце концов, остался один и в преддверии выборов в парламент 2017 года объявил о выходе из игры.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск