Wednesday, 08 05 2024
Wednesday, 08 05 2024
ОДКБ хотела прийти в Армению не в качестве союзника, а в качестве миротворца: Никол Пашинян
В прошлом году ВВП на душу населения в Армении превысил $8 000
В первом квартале этого года в Армении зарегистрирован двузначный рост показателя экономической активности
Мгер Григорян и Ивана Живкович обсудили программы, реализуемые ПРООН в Армении
Ален Симонян и Ивана Живкович обсудили процесс нормализации армяно- азербайджанских отношений
Частичка Вечного огня, горящего у Могилы Неизвестного солдата в Москве, была донесена и в Гюмри
На одном из ближайших заседаний правительство примет жилищную программу для вынужденных переселенцев из НК
Пашинян и Путин обсудят вопросы двусторонней и многосторонней повестки
12:54
В Москве проходит пятая инаугурация президента России Владимира Путина
На встрече министров ИД Армении и Азербайджана будет обсужден и вопрос включения Алматинской декларации в мирный договор
Управление, сокращение и устранение вражды с Турцией и Азербайджаном: премьер-министр представил свое видение
«Мы рядом»: новая программа поддержки IDBank для вынужденных переселенцев из Арцаха
Военно-Грузинская дорога временно закрыта для всех видов транспортных средств
В Лиге чемпионов УЕФА стартуют ответные матчи полуфинала
Сближение отношений РА-ЕС носит более институциональный характер: мнение аналитика
Президент Республики Армения с рабочим визитом посетит штат Калифорния
Премьер-министр Армении и президент РФ проведут двустороннюю встречу 8 мая: представитель Кремля
На армяно-азербайджанской границе установлено 40 пограничных столбов
Глава МИД Армении выразил осторожный оптимизм относительно предстоящих армяно-азербайджанских переговоров в Алматы
Мирзоян выразил уверенность в дальнейшем развитии повестки Армения-ЕС в период председательства Венгрии
Армения рассматривает возможность поставок возобновляемой энергии в страны- члены ЕС
Мы готовимся начать диалог о либерализации визового режима между Арменией и ЕС: министр иностранных дел Венгрии
Арарат Мирзоян подтвердил приверженность Армении усилиям по достижению мира на Южном Кавказе
Армения и Венгрия достигли соглашения об открытии в своих странах посольств обеих стран
На потребительском рынке Армении в апреле был зафиксирован рост цен на 0,6%
Армения и Венгрия подписали соглашение об экономическом сотрудничестве и программу сотрудничества МИД РА с МИД Венгрии
На территории Армении ожидаются осадки
Я думаю, что участие было бы правильным: председатель НС Армении об участии премьер-министра в заседании ЕАЭС
Встреча министров иностранных дел Армении и Венгрии в Будапеште продолжилась в расширенном формате
Никол Пашинян не примет участия в церемонии инаугурации Владимира Путина

Эрдоган был польщен помощью армян и попытался двух зайцев одним выстрелом убить – отклик Еревана был правильным

Посланный в Армению президентом Турции Эрдоганом мессидж в коронавируные дни, с одной стороны, был крайне неожиданным, с другой стороны, вызвал определенные вопросы в Ереване.

Президент Турции, напомним, 8 апреля позвонил Константинопольскому патриарху Армянской апостольской церкви, архиепископу Сааку Машаляну и поблагодарил его и армянскую общину за участие и за финансовое содействие, оказанное армянской общиной  фонду помощи необеспеченным гражданам. В ходе телефонной беседы Эрдоган сообщил, что облегчил условия возвращения граждан Армении на родину и выразил готовность помочь Армении с лекарствами.

После распространенного пресс-службой Константинопольского патриархата данного сообщения в Армении начались обсуждения вокруг вопроса: следует ли каким-либо образом откликаться на это опосредованное послание президента Турции или нет? Если да, то как и каким дипломатическим каналом? Некоторые говорили, что сказанное Эрдоганом – неофициальное заявление и нет надобности, каким-либо образом на него реагировать. Другие говорили, что правильнее было бы дать равноценный отклик и по тому же каналу, посредством Константинопольского патриархата, поблагодарить турецкую сторону и отказаться от помощи, чтобы потом это не использовалось против Армении с целью получить дипломатические дивиденды.

На следующий день, 9 апреля, одно из армянских агентств «Арменпресс» попросило пресс-секретаря МИД РА Анну Нагдалян прокомментировать это заявление Эрдогана.

Нагдалян сказала, что «около ста граждан Армении в Турции связались с МИД Армении. Благодаря усилиям и финансированию Министерства иностранных дел Армении осуществляется перевозка через территорию Грузии изъявивших желание вернуться в Армению 70 граждан РА, на которых будет распространяться 14-дневный режим обязательного карантина по прибытии в Армению. Перемещение согласовано с турецкими и грузинскими соответствующими службами, содействие которых высоко ценим».

Что касается того сведения о том, что Турция предусматривает оказать помощь Армении в борьбе против коронавируса, то Анна Нагдалян отметила, что такого вопроса в повестке дня нет.

«Мы знакомы с заявлением о телефонном разговоре Константинопольского Патриархата с Президентом Турции. Как третья сторона, мы не будем комментировать неофициальную информацию. В любом случае, такого вопроса в повестке дня нет», — сказала пресс-секретарь.

Собеседником Первого Информационного по этой теме стал тюрколог  Андраник Испирян.

– Г-н Испирян, насколько равноценна реакция пресс-секретаря МИД РА и верно ли было отвечать на уровне пресс-секретаря? Может, надо было в ином формате реагировать?

– Я бы сказал, что это был не прямой ответ Эрдогану, это был просто комментарий в ответ на вопрос журналиста. Подобные ситуации бывают часто. Если, например, в Турции и армяне что-то сказали, а журналисты задали бы Эрдогану вопрос, то, думаю, каким-либо образом был бы такой же ответ. То есть, не так, чтобы наш МИД специально, без какой-либо причины ответил. Были вопросы и пресс-секретарь по просьбе журналиста коснулась их. Тем более такой вопрос. Думаю, это всех на минуту отрезвило в этой карантинной ситуации.

– А надо ли было вообще реагировать? Может, это было неверно? 

– Мы специалистами считаем, что не надо было, однако с точки зрения журналистов, это был вопрос — интересующий общественность, и была необходимость уточнения. В этом плане было верно.

– Это заявление Эрдогана, по Вашему мнению, с каким расчетом было сделано? Это был жест, или шаг, сделанный исходя из политических расчетов?

– Честно говоря, я не считаю, что он преисполнен гуманитарными чувствами к Армении. Просто он имел телефонную беседу с Константинопольским армянским патриархом и поскольку это произошло в связи с конкретной ситуацией, армяне приняли участие в  предпринятом Эрдоганом денежном сборе, то после этого Эрдоган был польщен… Армяне собрали 500 тысяч лир и передали деньги в фонд помощи необеспеченным семьям. Конечно, звонок Эрдогана я могу считать откровенным, и если даже на его инициативу откликается национальное меньшинство, то его можно считать посланием туркам, что смотрите туркам помогают даже армяне, а вы помогайте вашим соотечественникам. Думаю, это было откровенно, когда он позвонил и поблагодарил, но он попытался одним выстрелом двух зайцев убить, потому и попытался показаться «гуманным» и в рамках этого сделал заявление.

– А в Турции ситуация тяжелая?

– В Турции ситуация та же, что и во всем мире, связанная с уровнем жизни каждой страны. Конечно, Турция за последние два года не переживает хорошие дни в экономической жизни. Думаю, что этим и было обусловлено. И помимо этого, Эрдоган попытался для поднятия своего рейтинга и влияния на электорат использовать этот момент.

– И другой важный вопрос, который пока сохраняет свою актуальность.  Пресс-секретарь МД сказала, что подобного вопроса в повестке нет.  Если в повестке такой вопрос появится, то эту помощь надо принять? Некоторые специалисты считают, что  принятие этой помощи чревато политическими и дипломатическими угрозами, поскольку Турция в дальнейшем может спекулировать этим.

– Политическую часть вопроса можно отделить от профессиональной. Я, конечно, не специалист этой сферы, но насколько знаю, на данный момент Армения не нуждается в лекарствах, а по части оборудования, помогли Китай и Россия, и надеюсь, у нас и не будет в этом нужды, поскольку динамика статистики, кажется, положительной. Потому и специализированное, субъективное мнение это то, что на данный момент мы не нуждаемся в подобной помощи.

А с политической точки зрения, что относится к вопросу — примет ли Армения эту помощь или нет, то считаю, что в списке тех стран, от  которых  Армения может что-то попросить, Турция находится на последних местах. Если в мире есть 190 таких стран, то Турция не входит в первые 100.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск