Thursday, 16 05 2024
Thursday, 16 05 2024
Никол Пашинян считает большим успехом подписание Протокола делимитационными комиссиями Армении и Азербайджана
Секретарь Совета безопасности Армении и Богдан Клих обсудили региональные и внерегиональные развития
Не создается новая граница, а воспроизводится существовавшая на момент распада СССР граница: аппарат премьер-министра
Пограничные комиссии Армении и Азербайджана подписали протокол-описание
12:16
Палата представителей Уругвая проголосовала за передачу законопроекта о Геноциде армян на рассмотрение правительства
Обсужден вопрос обязательного страхования жизни и здоровья приезжающих в Грузию туристов: МИД Армении
МИД Армении и Грузии выступили с совместным пресс-релизом по итогам политических консультаций
Премьер-министр Пашинян принял президента ЕБРР
Реформы образования, институциональное развитие, реализация повестки мира: Пашинян на открытии ежегодного собрания ЕБРР
Процесс делимитации должен стать одним из инструментов, позволяющих научиться жить мирно: Пашинян
Армения высоко ценит партнерство с ЕБРР: премьер-министр Пашинян
Генпрокурор Армении приняла новоназначенного руководителя офиса Совета Европы в Армении
В Астане рассмотрены вопросы армяно-казахстанского межпарламентского взаимодействия
Я был бесконечно счастлив, вернуться в Армению: Александр Дулин
Арарат Мирзоян примет участие в сессии Комитета министров Совета Европы в Страсбурге
Никол Пашинян направил поздравительное послание премьер-министру Сербии
Ежегодный форум ЕБРР собрал под одной крышей около 3000 человек из 74 стран
Президент Армении и президент ЕБРР коснулись перемен в финансовой системе Армении
14:10
Мария Захарова прояснила вопрос вывода российских пограничников из Армении
Армения и Словакия обсуждают вопросы военно-технического сотрудничества
Французское агентство развития планирует расширить направления и объемы сотрудничества с правительством Армении
Президент ЕБРР выделила 5 столпов деятельности в Армении и призвала крупные компании инвестировать в страну
Армения и ЕБРР подписали соглашение на € 236 миллионов для строительства участка дороги Сисиан-Каджаран
ЕБРР — один из крупных инвесторов в Армении, участвовал в финансировании более 200 проектов: президент РА
12:16
Палата представителей Уругвая единогласно проголосовала за законопроект, объявляющий 24 апреля Днем памяти жертв Геноцид
11:57
Москва приветствует переговоры министров иностранных дел Армении и Азербайджана, проведенные в Алматы
Сила Одного Драма подводит итоги двухлетней программы совместно с фондом Teach for Armenia
Армения и Франция расширяют сотрудничество в сфере гражданской авиации
Делегация, возглавляемая мэром Еревана, выехала в Париж
Шахматисты Армении выступления на международном турнире в Шардже начали с ничейных результатов

Первоначальная география Карабахского противостояния расширилась: Лоуренс Шитс

Несколько дней тому назад Международная кризисная группа (International Crisis Group) представила очередной доклад по Карабахскому противостоянию под заголовком «Армения и Азербайджан: сезон рисков». Рядом экспертов доклад был охарактеризован как «не совсем профессиональный» по той причине, что подготовили его не специалисты-профессионалы. Об этом и других вопросах Первый Информационный побеседовал с руководителем Кавказской программы МКГ Лоуренсом Шитсом.

— Господин Шитс, кто подготовил представленный МКГ доклад, и сколько времени он разрабатывался?

— Доклад подготовили я и руководитель Европейской программы МКГ. Естественно, что каждый доклад, подготовленный МКГ, рассматривается многими, в том числе и членами нашего Главного штаба, находящегося в Брюсселе. Он проходит процесс редактирования на уровнях руководства и других ответственных лиц. То есть, проходит довольно долгий путь.

Что касается местных экспертов, то они ничего не написали. У нас есть люди и в Армении, и в Азербайджане, которые помогают нам по вопросам доклада, организуя встречи с разными представителями правительства, министрами, журналистами, другими источниками, экспертами и аналитиками.

— Российские эксперты утверждают, что доклад антироссийский, т.к. в нем вы отметили роль России, как ключевого звена в вопросе урегулирования противостояния, настаивая, что она должна прекратить продажу оружия и Азербайджану, и Армении. Они утверждают, что если Россия не должна поставлять оружие сторонам, то этого не должны делать также европейские страны и США. Отмеченные вами в докладе выходы и советы они считают несправедливыми.

— Для меня интересно было бы узнать, о каких экспертах идет речь? Я бы предпочел прочесть именно ту часть, о которой Вы говорите: «Россия, имеющая большое влияние во всех аспектах противостояния, должна быть более решительной в вопросе достижения согласия между сторонами. Это может произойти в том случае, если Москва объявит о прекращении продажи оружия и Армении, и Азербайджану. Другие поставщики оружия, в числе которых Южная Корея и Израиль, должны последовать этому примеру».

То есть, о других поставщиках также говорится, т.к. в регионе уже имеется достаточно оружия, больше, чем необходимо, а это может привести весьма тяжелым человеческим потерям.

Что касается утверждений, что Россия влиятельна, то, полагаю, что двух мнений тут быть не может: Армения и Азербайджан, Нагорный Карабах были в составе бывшего СССР. После его развала прошло 22 года, на Южном Кавказе Россия имеет военные базы, люди из Армении, Азербайджана и Грузии работают в России и помогают своим семьям, в этой зоне существует визовый режим с Россией. Так что, говорить, что Россия не является ключевой фигурой в плане деятельности и влияния – будет неправильно.

— То есть, доклад воспринимается как намек на то, что Россия дестабилизирует ситуацию между Арменией и Азербайджаном?

— Этого нет в докладе.

— Какие события дали вам основание утверждать, что ситуация между сторонами рисковая?

— Каждый месяц погибают десятки людей, сотни людей не могут вернуться в свои дома, есть гонка вооружений – весьма современного оружия, которого не было в 1994г. Если возгорится новый конфликт… мы акцентируем на том, что мы не пишем и не констатируем, что новый конфликт начнется… мы пишем, что в условиях отсутствия активного переговорного процесса, в условиях отсутствия встреч, когда процесс молчаливый, естественно, что возникла гонка вооружений, имеют место воинственные, угрожающие заявления с обеих сторон, и усилилась важность противостояния, географического положения. Если прежде столкновения и выстрелы бывали на линии соприкосновения армяно-азербайджанских войск, то сейчас на границе они также имеют место, и бывают довольно серьезные инциденты, а это значит, что противостояние распространяется от начального эпицентра. В Нахиджеване мы также стали очевидцами одного столкновения. Согласно армянским источникам, один солдат погиб, другой ранен.

Мы говорим, что когда нет еще и политической ясности, когда имеется напряженность и в Армении, и в Азербайджане, то усиливается риск совершить ошибку: каждая из сторон может захотеть показать свою силу. Это стандартная угроза, которая имеет место не только в Армении или Азербайджане, но и во всем мире.

Фактор внутреннего врага тоже важен. Бывает то, что произошло в Армении в 2008г. после президентских выборов. Было столкновение, в Армении были большие проблемы, массовые акции в течение одного месяца, и очень серьезные столкновения произошли на линии соприкосновения, но многие подробности многим еще неизвестны. Учитывая то обстоятельство, что нет системы безопасности, нет миротворческих сил, нет контролеров с мандатами, тут могут быть ошибки.

А мы призываем посредников, в том числе и Россию, США, Францию, другие страны-члены ЕС, чтобы на этом этапе, когда маловероятно, что между сторонами будет прогресс, быть максимально осторожными. А потом, когда ситуация станет ясной, мы напишем об аспектах общего противостояния, которые касаются также посреднической миссии. На данном этапе мы хотели привлечь внимание на существующие вызовы. В докладе мы не говорим о Минской группе и гражданских обществах двух стран и их роли.

— 27-го сентября министр ИД Армении Эдвард Налбандян, участвовавший в работе 68-й сессии Генассамблеи ООН, встретился со своим азербайджанским коллегой, сопредседателями Минской группы, а также личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика. Сопредседатели сообщили, что готовят встречу двух президентов на конец года. Насколько она может быть конструктивной в условиях такого недоверия сторон?

— Трудно предсказывать степень конструктивности, однако, факт, что встреча состоится, — положительный. Без прямых контактов прогресс в отношениях маловероятен. Встреча на уровне президентов – это хорошо, это результат интенсивной работы сопредседателей Минской группы. Важно, чтобы такие встречи были частыми, стали естественным процессом. Чтобы не уговаривали стороны сесть за круглый стол лишь раз в полгода, в год.

Мы знаем, что статус-кво не вечен, он зависит от всех этих факторов, о которых мы говорили. Было бы хорошо, если бы встречались и вели диалог не только президенты, но и министерства, правительства, и чтобы эти встречи происходили именно в обеих странах, а не в третьих.

Гражданские общества также проводят полезную деятельность. Они делают попытки создать диалог и деполитизируют его, что очень важно. Эти стороны также должны продолжать встречаться в Армении и Азербайджане. В обеих странах друг о друге создают мифы, потому контакты в этом плане будут очень полезны.

— Полагаете, что этим напряженность между сторонами ослабится?

— Я уверен, что это понизит степень напряженности. В таких условиях угрожающие заявления и воинственная риторика уменьшаются. Нужны контакты, прямые контакты. Трудно представить, что Карабахский конфликт разрешится при отсутствии личных контактов. Это очень трудно представить.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск