Monday, 13 05 2024
Monday, 13 05 2024
Премьер-министр Армении и действующий председатель ОБСЕ обсудили развития на Южном Кавказе
В Баку я призову к надежной и стабильной приверженности переговорам: действующий председатель ОБСЕ
Закрепление Алма-Атинской декларации в мирном договоре поможет установить в регионе стабильный мир: Мирзоян
В Ереване проходит встреча глав МИД Армении и Мальты в расширенном составе
В ЕГУ проходит международная конференция, посвященная вопросам содействия ЕС демократии в странах Восточного соседства
Шахматисты Армении завершили выступления на международном турнире в Дубае
13:13
Франция призывает Армению и Азербайджан продолжить демаркацию границы на основе согласованных принципов
На ереванском проспекте Мясникяна столкнулись четыре автомобиля
Правительство построит специализированные спортивные школы имени всех олимпийских чемпионов: Пашинян
В Джрарате открылась спортшкола тяжелой атлетики имени штангиста Симона Мартиросяна
Никол Пашинян посетил Армавирскую область
РФ предоставила информацию об аресте экс-депутата НС Тиграна Уриханяна
Министр здравоохранения Армении примет участие в открытии Всемирной недели здоровья в Абу-Даби
Продолжаются дискуссии о предоставлении Армении средств из Европейского фонда мира: посол ЕС
IDBank выпускает 2-ой транш долларовых облигаций 2024 года
В ереванской средней школе № 127 им. Арисяна заработает электросигнал
Геополитика в регионе радикально меняется: Москва пытается этому помешать
В первом квартале 2024 года объем грузоперевозок в Армении снизился
ЕС поддерживает процессы мира и нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном: посол Марагос
Министры культуры Армении и Испании обсудили перспективы сотрудничества
Леса, водно-болотные угодья и ландшафты в Армении будут восстановлены при поддержке Всемирного банка
Алиев одной рукой «чтит» победу над фашизмом, а другой — разрушает памятники, посвященные этой победе
Ценности и принципы важнее даже жизни: обращение Рубена Варданяна из бакинской тюрьмы
Армения конструктивно вовлечена в мирный процесс: Арарат Мирзоян
Президент Армении встретился с мэром Лос-Анджелеса Карен Басс
В Алматы проходит встреча делегаций, возглавляемых министрами иностранных дел Армении и Азербайджана
В ближайшие дни в Армении ожидаются дожди с грозами, понизится температура воздуха
Армения и Испания подписали Меморандум о сотрудничестве в области спорта
В Алматы состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Казахстана
12:16
Армения передала Германии человека, объявленного в розыск по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах

«Если Роберт Кочарян вернется в политику, все политические силы поддержат его»

Собеседник Первого Информационного – председатель Форума армянских союзов Европы Ашот Григорян. Интервью представляем с сокращениями.

— Господин Григорян, недавно второй президент дал интервью, в котором подверг грубой критике премьера Тиграна Саргсяна. Прежде Вы утверждали, что Роберт Кочарян должен самоочиститься. Полагаете, это такая попытка?

— Честно говоря, эта реакция второго президента была несколько неожиданной в том плане, что, кажется, не была подготовленной. Я внимательно прочел этот отклик, и по-моему, это просто эмоциональная реакция на пресс-конференцию премьера, продлившуюся несколько часов. При этом премьер позволил себе на удивление исключительно необдуманные, бессмысленные и даже некорректные нападки на руководство властей прошлых 10 лет. Причем не нужно забывать, что прежним премьером был Андраник Маргарян, и президент Кочарян фактически взял дело на себя и ответил вместо А. Маргаряна.

То есть, в первую очередь я увидел, что второй президент просто рассердился и решил ответить премьеру. Что касается самого ответа, естественно, все те годы именно он вел экономику Армении, и реакция должна была быть такой. Все мы знаем, что в управлении страной Маргарян играл второстепенную, третьестепенную роль. Он всего лишь сумел достичь согласия между коалицией и оппозицией, т.е. сумел добиться того, чтобы во внутриполитической жизни страны не было обострений, и он скорее работал руководителем Республиканской партии, нежели премьером.

То есть, естественно, что реакция второго президента должна была быть такой, но я затрудняюсь делать из этого вывод, что он собирается возвращаться в политику, т.к. до этого интервью такого впечатления не было.

Если вернуться к нашей с Вами беседе, состоявшейся несколько месяцев назад, когда я заявил, что второй президент обязан исправить свою ужасную ошибку, когда сделал Сержа Саргсяна президентом, то на этой мысли я и сейчас настаиваю. Будет ли у него столько храбрости – подождем, увидим. В любом случае, я не вижу знаков того, что Кочарян полностью осознает свои ошибки. Что осознает – я не сомневаюсь, но во всей ли глубине, в какой обязан исправить их?

В течение последних лет он полностью вышел из той тяжелой жизни, которая называется «делать ответственные шаги во внутриполитической жизни», живет своим бизнесом и, естественно, ему трудно вернуться и взвалить на себя такой груз. С другой стороны, полагаю, ответственность перед нацией должна заставить его исправить искореженное.

— Вы сказали, что Р. Кочарян обязан вернуться и исправить свои ошибки. Насколько Диаспора может поддержать его? Он известен как пророссийский политический деятель: поддержит ли его возвращение пророссийская часть Диаспоры?

— Для Диаспоры важно, чтобы существующий в Армении экономический кризис не закончился полным крахом. Глядя издали, Диаспора сегодня видит терпящий крушение корабль, пассажиры которого находятся в разных ситуациях. Те, кто имеет спасательные пояса и надувные лодки – бросаются в воду и пытаются спастись, а те, у кого их нет, с ужасом видят, что корабль отклонился от маяка и максимум, что они могут сделать, — это бегут к капитану, каковым в данном случае является наш премьер. Но видят его распивающим виски и играющим на гитаре, и не знают, что делать.

Такое вот впечатление оставляет Армения на армян Диаспоры, и она готова оказать самую последнюю помощь тому, кто предотвратит крах Армении. В этом плане предотвращение краха экономики страны – задача №1 для всех нас. Причем я постоянно отмечаю «крах экономики», но не будем забывать, что своим необдуманным поведением Армения пережила полный крах и во внешней политике. Сейчас в повестке дня стоит вопрос, куда пойдет Армения – на Запад или в сторону России?

Естественно, причина всего этого в отходе от наших цивилизационных результатов: это европейские ценности, европейское правосудие, антикоррупционная борьба, нормальные, прозрачные выборы. Армения пошла по противоположному пути, что ужасает.

С другой стороны, Армения связана с Россией экономическими связями, и исходя из этого, мы понимаем, что эта дружба и связи имеют особое значение для нашей страны, нашей нации. Проблема имеет совсем другое происхождение, мы слишком плохо довели до наших европейских партнеров обещания Армении, мчащейся в последние годы в Европу. Я это назвал «казиношной политикой», причем беспрецедентной в истории. Мы сказали, что это был заговор и в отношении Европы, и в отношении России. Россия очень плохо отнеслась к этой игре Армении и поставила самые тяжелые условия для членства в ТС.

Украина получила 15 миллиардов, а Армения даже уступила 20% Армросгазпрома. Мы считаем это трагедией, и знаем, что отношение Путина к Сержу и Тиграну Саргсянам пренебрежительное. С другой стороны, европейцы также смотрят на Армению с сожалением.

— Вы сказали, что Диаспора готова поддержать человека, который выведет экономику из этого состояния. Может ли им стать Кочарян, имя которого не только в Армении, но и в Диаспоре ассоциируется с преступлениями 27-го Октября, 1-го Марта, хотя прежде Вы говорили, что он не виновен в этих преступлениях?

— Исключено, чтобы президент страны, только что пришедший к власти, дестабилизировал ситуацию. Абсурдно даже думать так. Наоборот, в стране создают нестабильную ситуацию, чтобы ударить по президенту, когда президент еще не имеет опыта, каким и был в 1999г. Кочарян.

Несомненно, Вы правы особенно в плане 1-го Марта. Обвинения в адрес Кочаряна звучали в период президентства С. Саргсяна. Однако простая логика подсказывает, что С. Саргсян был жизненно заинтересован подавить волну протеста и стать президентом, тем более что у него, как у премьера и президента, были сконцентрированы все необходимые силы, которые и были применены 1-го Марта.

Все, в том числе и я, обвиняют Р. Кочаряна, что он своего близкого друга незаслуженно сделал президентом, потом сам же оказался в тяжелом положении, и сегодня мы не можем освободиться от этого ставленника.

Я сильно сомневаюсь, что люди обратятся к Кочаряну, скажут, мол, приди, ты в состоянии вывести страну из этого состояния, но с другой стороны я более чем уверен, что если есть человек, который может взяться за это дело и выйти победителем – это Кочарян.

У нас есть своя готовая команда, и если нам удастся придти в правительство, мы за два года организуем огромный скачок в экономике, наши специалисты доведут показатель роста экономики до двузначного числа. Если Кочарян сумеет убедить С. Саргсяна уйти и передать правительство нам, то тогда мы поддержим его, а я смогу организовать инвестиции в Армению на несколько миллиардов евро.

Я не говорю, что Кочарян – единственный человек, кто сможет поправить экономику, мы, может, даже лучше него видим этот путь. Однако я не вижу тот путь, которым гражданское общество может пойти на переговоры с руководством страны и дать им понять, что они теряют страну и во внешнем, и во внутреннем поле.

Поэтому я и говорю, что мы готовы сотрудничать с любым человеком, который сможет создать в стране такой режим, чтобы мы смогли придти из заграницы и сотрудничать. Мы хотим лишь помочь, хотим сотрудничать. Просто мы видим, с каким азартом премьер грабит бюджет, как нагло заявляет, что не был на Кипре и не мог иметь там оффшор, когда у нас есть четкая информация о его счетах.

Нас удивило, когда министр ИД Налбандян в сентябре в Нью Йорке заключил договор о сотрудничестве с вице-премьером какой-то страны Вануату, но все стало понятно, когда выяснилось, что с Кипра все денежные средства переводятся в эту страну.

— Как, по-Вашему, есть ли в Армении силы, которые могут поддержать Кочаряна, кроме, конечно, «Процветающей Армении», которая, как и второй президент, основной мишенью выбрал премьера? Сможет ли Кочарян мобилизовать эти силы?

— Скажу больше: я не вижу в Армении политическую силу, которая бы не встала рядом с Кочаряном, начиная с той же РПА. 80% республиканцев при первой же возможности продаст Сержа Саргсяна и окажется даже не рядом с Кочаряном, а под его ногами. Запомните мои слова: как только Кочарян объявит, что возвращается в политику, все побегут к нему, и это еще и из-за аморальности наших партий.

Что касается гражданского общества и народа, то здесь я вижу проблему, т.к. все крайне возмущены тем, что творится в Армении последние 10 лет, и, естественно, они хотят, чтобы в стране хоть в какой-то мере действовало правосудие, чтобы люди знали, что с их голосом на выборах считаются. Естественно, чтобы убедить народ, нужно делать конкретные шаги, тогда народ подумает, верить или нет.

— Вы сами сказали, что Роберт Кочарян сам передал свою должность Сержу Саргсяну. В результате погибли 10 безвинных людей. Вы фактически готовы поддержать этого человека?

— Вы деформируете вопрос и ждете другого ответа. Я абсолютно не согласен с точкой зрения, что премьер С. Саргсян, ставший уже президентом, в руках которого было все руководство, не имел с этим никакой связи. Все это делалось для С. Саргсяна, и, естественно, он стоял за всем этим. А насчет роли Кочаряна во всем этом пусть сам он когда-нибудь выступит и расскажет.

А то, что С. Саргсян сыграл решающую роль – это яснее ясного, об этом говорит элементарная логика. Зачем было Кочаряну брать на себя этот груз, когда президентом уже был назначен С. Саргсян? Со временем станет ясно, что за всем этим стоял именно С. Саргсян.

— Сейчас, оставив президента, все выбрали мишенью премьера Т. Саргсяна. Не считаете ли Вы, что без ведома С. Саргсяна он ничего бы не сделал?

— Согласен, что Тигран Саргсян — слабый человек и премьер, и он назначен, чтобы быть приспешником президента. Несомненно, ответственным за все это является Серж Саргсян, а Тигран Саргсян – лишь инструмент в его руках. Сегодня все нападают на премьера, потому что видят за его спиной президента.

— Тогда почему Роберт Кочарян удар свой не направляет прямо на президента?

— Роберт Кочарян пока что не входит в политическую борьбу. Входящий в него сразу бы ударил по Сержу Саргсяну. Не могу сказать, когда он пойдет на это самопожертвование во имя нашей страны, нашего будущего. Если он пойдет на это, у него будут очень большие трудности, т.к. очень многие воспринимают его не так, как ему хотелось бы.

Если Кочарян пойдет на этот шаг, опираясь на гражданское общество, европейские ценности, то это даст совсем другие результаты. Тогда мы приведем в Армению огромное количество профессионалов из Европы, и тогда, возможно, сформируются нормальные гражданские отношения, и у нас будет страна, формирующаяся европейскими ценностями.

С Россией также, полагаю, мы подправим отношения, и они будут партнерскими. Чтобы жить в такой Армении, сотни тысяч армян вернутся на Родину. Вот такую страну мы хотим построить в ближайшем будущем.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск