Sunday, 05 05 2024
Sunday, 05 05 2024
«Грузинская мечта» попала в расставленную ею же ловушку
Грузия делает разворот: процесс начался давно, сейчас он форматируется
Признание карты 91-ого года — большой плюс, но Баку не уступит оккупированные территории
В республике продолжатся осадки, ожидаютсяи грозы
Индия модернизировала поставляемые в Армению артиллерийские системы
Тяжелоатлета Самвела Гаспаряна прооперировали
Эксклюзивное интервью секретаря Межведомственной комиссии по делам пленных, заложников и пропавших без вести
Легенде армянского джаза Левону Малхасяну – 80. Юбилейные мероприятия начались в Гюмри
Авиакомпания Eurowings начала осуществлять рейсы Берлин-Ереван-Берлин
В результате ливня на ряде улиц Еревана произошли обрушения, затоплены здания
В Гюмри сгорел дом: обнаружены тела детей 5-и и 3-х лет
МО опровергает слухи о том, что Азербайджан обстрелял позиции ВС РА на Тавушском направлении
Известен первый финалист Лиги чемпионов УЕФА по футзалу
Депутаты НС Армении обсудили с “Freedom House” инструментарий для противостояния гибридным атакам на демократию
Главы МИД Армении и Мальты обсудили вопросы о деятельности ОБСЕ и председательстве Мальты в Организации
Под председательством премьер-министра обсуждены проблемы водного сектора и шаги по их решению
В Карвачарском районе произошло ДТП с участием азербайджанских военнослужащих
Армен Даниелян избран судьей-членом Высшего судебного совета
11:19
Москва не ставит под сомнение суверенное право Армении самостоятельно определять свой внешнеполитический курс: Захарова
В Ереване состоялась официальная церемония открытия полуфинала Лиги чемпионов УЕФА по футзалу
Литва предлагает Еревану и Баку применить свой опыт в разблокировке коммуникаций
МИД Армении поздравил представителей СМИ по случаю Всемирного дня свободы прессы
Министр экономики Армении принял посла Великобритании
Армянский правовой центр подал заявление о применении Закона Магнитского к более чем 40 азербайджанским чиновникам
МИД Армении поздравил польских коллег с Днем Конституции
Генеральный директор Ucom прочитал лекцию во Французском университете в Армении
В Индексе свободы прессы 2024 года Армения улучшила свои позиции, заняв 43-е место
В посольстве Франции исследователям, работавшим в Ереруйке, была вручена премия «Europе Nostra»
Майкл Карпентер на встрече с армянскими парламентариями подтвердил поддержку США территориальной целостности Армении
В транспортный парк Еревана поступят 171 новый автобус и 15 новых троллейбусов

Европейский Союз желает выступить с миротворческой миссией на линии соприкосновения

Собеседник Первого Информационного – Уве Гальбах, эксперт Германского института безопасности и международных отношений.


— 28-го апреля в Вашингтоне сопредседатели Минской группы ОБСЕ и личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик встретились с заместителем Госсекретаря США Уильямом Бернсом и обсудили Карабахский вопрос. Характерно то, что после встречи не было сделано никаких комментариев для СМИ. Господин  Гальбах, на Ваш взгляд, с чем связано это молчание и что могут дать подобные встречи процессу урегулирования карабахского конфликта?


— Строгая конфиденциальность – не новость для встреч, организованных в рамках Минской группы, более того, это фирменный знак этого формата. Я не так уж оптимистичен в этом вопросе, и не верю, что подобные встречи могут зарегистрировать прогресс в процессе мирного урегулирования, но в любом случае, они имеют определенное значение в том смысле, что международная дипломатия может сыграть активную роль в деле ослабления и приостановления эскалации конфликта, принимая во внимание тот факт, что в последнее время многие эксперты говорят об угрозе превращения этого конфликта в военное столкновение.


— Начиная с 2008 года, Россия является основным посредником урегулирования конфликта, однако до сих пор не было зарегистрировано значительного прогресса, более того, нынешнюю ситуацию сравнивают с послевоенным периодом. Как Вы оцениваете приоритетность посредничества России за последнее время, и можно ли сказать, что подобными встречами США хотят взять процесс в свои руки и иметь более активное участие?


— Да, в 2008 году Россия активизировала свою роль в процессе мирного урегулирования Карабахского конфликта, делая это демонстративно, в противовес своей военной политике в отношении Грузии. Это активное посредничество может иметь положительные, а в некоторых случаях – сомнительные последствия и стороны. Положительное значение заключается в том, что в результате встреч президентов Армении и Азербайджана, организованных в российских городах, состоялся обмен военнопленными и трупами, а также обе стороны подтвердили свои позиции, вокруг так называемых Мадридских или основных принципов. Но это посредничество сомнительно в том смысле, что возникает вопрос, насколько же Россия действует в рамках Минской группы и сотрудничает с США и Францией, или же все-таки Россия ведет собственную игру в мировой политике в вопросе карабахского конфликта. Я не замечаю, что США активизируют свое участие и желают взять на себя главную роль в урегулировании.


— В процессе урегулирования Карабахского конфликта Европа заняла довольно пассивную позицию. Чем вы объясните это? Несколько дней назад во время своего визита в Армению комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле заявил, что в мае Армению посетят председатель Европейского парламента Ежи Бузек, затем верховный представитель ЕС по вопросам внешней политика Кэтрин Эштон. Можно ли сказать, что  ЕС также делает шаги в направлении активизации своей роли в процессе урегулирования?


— Евросоюз долгое время относился к Карабахскому конфликту как к самому дальнему по европейскому соседству «замороженному конфликту», и долгое время намекал, что посредническую роль играет другая международная организация – ОБСЕ. Однако, неизвестно, насколько долго сможет ЕС сохранить эту дистанцию. В последнее время в Европе, в частности, Европарламенте, были предложения о более активном участии ЕС в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, например, выступить на линии соприкосновения миротворческой миссией или группой по сбору фактов.


По завершению последнего регионального визита сопредседатели Минской группы ОБСЕ распространили заявление, где отмечалось, что настало время обработки соглашения мирного урегулирования. На Ваш взгляд, действительно ли пришло это время и на сегодняшний день могут ли стороны прийти к консенсусу?


— Я отношусь пессимистически к подобным заявлениям. Я помню, что начиная со встречи во Флориде в 2001 году (Ки-Уест – ред.), сопредседатели Минской группы перед каждой встречей постоянно заявляли, что в процессе мирного урегулирования ожидается прогресс, и после встреч тоже нужно было демонстрировать  этот прогресс.


— Господин Гальбах, на прошлой неделе парламент Грузии принял решение о прекращении соглашения, заключенного с Россией, по которому регулировался транзит российских военных грузов в Армению через грузинскую территорию. Накануне этого решения в Армении находился министр обороны Грузии, после решения в Армению прибыл министр иностранных дел Грузии. По Вашему мнению, чем обусловлены активизации этих визитов, и возможно ли, что решение парламента Грузии повлияет на армяно-грузинские отношения, учитывая тот факт, что эти российские военные базы являются также гарантом безопасности Армении?


— В последнее время грузинские должностные лица часто говорят об отношениях с соседями, региональной составляющей своей внешней политики, а также затрагивают неразрешенные конфликты и высказывают точки зрения по вопросам региональной безопасности и именно в этих рамках подчеркивают важность сотрудничества с Арменией. Но ясно, что в вопросе региональной безопасности и внешней политики этих двух стран в роли России есть значительная разница. Грузия не может позволить масштабного военного присутствия России на Южном Кавказе, и это понятно, после российско-грузинской война 2008 года, и в этих условиях для Грузии чрезвычайно трудно позволить транзит российской военной техники через собственную территорию. Но с другой стороны, Армения считает Россию гарантом своей безопасности. Подобная значительная разница стратегических ориентаций Грузии и Армении ограничивает армяно-грузинское сотрудничество с точки зрения региональной безопасности.


— А какова будет роль Турции в этой ситуации, принимая во внимание тот факт, что сейчас много говорится о том, что Россия может доставлять свою военную технику в Армению через территорию Турции.

— Если Грузия не желает обеспечить этот транзит, то трудно представить, почему же эту роль должна взять на себя Турция. Если Грузия приняла подобное решение, выражая свое враждебное отношение к России, то Турция сделает то же самое, пока будет относиться к Армении как к врагу.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск