Monday, 20 05 2024
Monday, 20 05 2024
Перечень наград Америабанка в сфере торгового финансирования пополнился четырьмя престижными наградами от ЕБРР и МФК
В ближайшие дни в Армении ожидается переменная погода: температура воздуха повысится на 3-5 градусов
В Ираке объявлен траур в связи с гибелью президента Ирана
В Сирии объявлен траур в связи с гибелью президента Ирана
По приглашению Анны Вардапетян в Армению прибыл генеральный секретарь Международной ассоциации прокуроров
В Ливане объявлен трехдневный траур в связи с гибелью президента Ирана
Министр обороны Республики Армения направил телеграмму соболезнования министру обороны Исламской Республики Иран
Председатель Парламента Армении выразил соболезнования в связи с гибелью президента Ирана и сопровождавших его лиц
16:23
Исполняющим обязанности министра ИД Ирана назначен Али Багери Кани: IRNA
Посол Фань Юн присутствовал на открытии выставки, посвященной ведущим университетам Китая
15:45
Вице-президент Ирана заявил, что правительство будет работать “без сбоев”
Президент Армении выразил соболезнования правительству и народу Ирана
15:07
Полномочия президента Ирана будут возложены на первого вице-президента Мохаммада Мохбера
Министр ИД Армении выразил соболезнования в связи с гибелью президента и министра иностранных дел Ирана
Центральный банк РА выпустил в обращение золотую памятную монету “100-летие со дня рождения Шарля Азнавура”
Шахматисты Армении продолжают выступления на международном турнире в Шардже
Секретарь Совета безопасности Армении выедет с рабочим визитом в Катар
Очень хорошо развивается армяно-индийское оборонное сотрудничество: интервью посла Индии в Армении
Пашинян направил телеграмму соболезнования по случаю гибели президента Ирана и сопровождающих его лиц
12:54
На месте падения вертолета президента Ирана “нет никаких доказательство того, что пассажиры выжили”: Mehr
12:35
Президент Ирана был убит
12:16
Проводится масштабная операция по поиску вертолета президента Ирана
Министр иностранных дел Армении Мирзоян примет участие в Министерской конференции по ядерной безопасности
В рамках стратегических командно-штабных учений ВС РА был разыгран ряд тактических эпизодов
В Международный день защиты детей на площади Республики представят мюзикл «Пайлоу»
Погранвойска готовятся взять на себя охрану госграницы в направлении Киранца
10:41
В отношении Ваагна Чахаляна применен домашний арест в качестве меры пресечения — за хулиганство
Президенты Ирана и Азербайджана провели переговоры
Трое пассажиров перевернувшегося автомобиля на трассе Сисиан-Горайк госпитализированы
В ходе министерской сессии СЕ Арарат Мирзоян обменялся идеями с министром ИД Швейцарии

У армянского бизнеса «руки онемели»

Руководитель компании «Веди Алко» Манвел Казарян заявил, что если бы Армения не вошла в Таможенный союз, то сегодня ни одно предприятие не заготавливало бы виноград и мы бы просто попрощались с коньячным делом. Это заявление армянского предпринимателя весьма примечательно, содержит много пластов, поднимает много вопросов.

Один из первых вопросов: поставило ли бизнес сообщество Армении Сержа Саргсяна перед угрозой саботажа, требуя вхождения в Таможенный союз? Исключается это, или нет? Если речь идет об одном-двух предпринимателях, то, наверное, исключается, но если речь пусть только о производителях коньяка, то тут уже ситуация серьезная. Тогда как эта проблема касается не только их, а также, например, экспортеров фруктов. А все эти люди, так или иначе, находятся во власти. И тут уже саботаж становится серьезной угрозой.

С другой стороны, однако, в сказанном имеется вполне серьезное наблюдение. Если Армения потеряет российский рынок, то ее экономика потеряет нечто очень большое, и у армянских предпринимателей действительно не будет где сбывать свою продукцию.

А это будет означать безработицу, это будет означать социальную напряженность, это будет означать коллапс, и уже неважно, какого именно рода метастазы будут в этом случае, все равно, последствия будут одинаково тяжелыми и для власти, и для государства.

Параллельно с этим, однако, возникает вопрос: а закрыла Россия свой рынок перед Арменией или увеличила бы таможенные пошлины? Таких публичных заявлений, во всяком случае, по части Армении не было. Были по части Украины и Молдовы. Возможно, этого уже было достаточно, чтобы Армения также поняла, что опасность велика. При рассмотрении всего этого становится ясно, что в тот момент фактор экономического давления, опасений, рисков был действенным.

Однако мы имеем дело с государством, следовательно, вопросы, касающиеся судьбы государства, обязательно должны рассматривать в долгосрочном разрезе. А что мы тут имеем? Здесь мы получаем новый вопрос. К примеру, сколько времени Армения должна оставаться придатком России чисто из страха?

Когда Россия закрыла ввоз грузинских вин на свой рынок, в Грузии виноделие не исчезло. Для грузинских вин начали искать новые рынки, искать варианты адаптации и деятельности в новой ситуации. И, кажется, нашли, во всяком случае, такие, что не сокрушились, катастрофы избежали.

При этом армянские производители вин и коньяка, кажется, не смогли на российском рынке занять место грузинских вин, воспользоваться ситуацией. Почему? Недостаточно было производственных мощностей? А почему не увеличили? А может, не было стремления, не было инициативы?

О чем думает армянский бизнес? Думает ли о новых рынках в мире, думает ли о модернизации, о технологических, качественных новшествах, о том, чтобы не уповать лишь на российский рынок?

Но у армянского рынка нет мотивации думать обо всем этом. Нет, потому как армянский бизнес живет совсем по другим канонам. В этих канонах конкуренция вовсе не находится на первом месте, т.к. все квотировано, разделено в политических и экономических кругах.

Армянский бизнес не заинтересован в вопросе инноваций, т.к. новшества предполагают дополнительные вложения для технологических изменений, для новых стандартов, маркетинговых работ, рекламы. К чему делать все эти расходы, если они абсолютно не связаны с изменением квот, или, скорее всего, с изменения квот абсолютно не связаны с этими критериями. Какой-то предприниматель может осуществить технологическую революцию, но его могут просто посадить на место «современными» армянскими политтехнологиями.

Европейское ассоциирование поставило бы Армению в некие рамки, в которых вся система просто была бы обязана пойти на минимальные шаги модернизации. Таможенный союз освобождает от такой необходимости, и неслучайно, что наш бизнес предпочитает именно это. Дело не только в легких деньгах, когда с точки зрения чисто бизнеса лучше расходовать мало, но получать много.

Дело тут еще и в том, что мир бизнеса Армении, годы напролет развиваясь в замкнутом круге как в чисто физическом плане, так и в морально-ценностном, мышления и психологии, просто привыкла к этой форме, шаблону, как птица к клетке, когда крылья немеют и свобода для нее становится не столько возможностью полета, сколько опасностью.

Речь не об абсолютно всех предпринимателях, т.к. среди них тоже есть такие, кто и достаточно широко мыслит, и являются носителями инновационной бизнес-культуры. Однако, прежде всего, это они вынуждены адаптироваться, привыкать к канонам клетки, и, кроме того, это не они создают погоду в Армении.

Погоду в Армении создают те, так сказать, деловые круги, главное дозволение деятельности которых идет с властных позиций, определяется степенью сращенности с властью, максимальной духовной близостью с ее противозаконной сутью.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск